Касательно магистральных газопроводов я занимался вопросом заземления технических устройств и изучил данную тему. Те же требования должны касаться и бытового газоснабжения, но возможны поправки ведомственных документов.
В основном, вопрос касается только защиты от статического электричества, эти же требования более подробно проработаны в Транснефти. Требования молниезащиты для газопровода не предусматривают. т.к. ее обеспечение нормируется для технических устройств на трубопроводе, а сам трубопровод имеет достаточную толщину (более 0,6 мм) соответственно молниезащите не подлежит.
основная проблема возникает с гармонизацией требований энергетиков в части обеспечения заземления во взрывоопасных зонах на всех технических устройствах, но прямое заземление влечет к шунтированию потенциала катодной защиты, чем недовольны службы ЭХЗ.
Выход в том, что норма заземления газопровода в этом случае должна быть не более 100 Ом, и если обеспечить такое сопротивление, а не общего контура 4 ом, то у ЭХЗ и вопросов было бы значительно меньше. Но отдельный контур 100 Ом, или заземление на протектор не допускает ПУЭ (все ЗУ должно быть единым).
В Транснефти проводили НИОКР по возможности заземления через поляризационные ячейки, но идея не подтвердилась ввиду отсуствия 100 Ом постоянному току.
В итоге, нашлось решение заземления газопровода на входе и выходе взрывоопасной зоны на общиее ЗУ через комбинированное заземляющее устройство (КЗУ-1, БЗН, КЗУ-10). При этом электропривод запорного устройства должен быть изолирован от газопровода (необходимо вписать требование в опросные листы на задвижку, у производителей это вопросов не вызывает и выполняют без проблем, по крайней мере Томск). У всех указанных производителей суть устройства схожа, различаются размерами и контактными клеммами. Наиболее подробная информация нашлась у НПОПТ NPO-PTeh.ru. Эти же устройства дополнительно обеспечивают дренажную защиту от наводок переменного тока (у Транснефти на этот счет целый стандарт есть) и защиту от разрядов молнии (импульсных перенапряжений).
По сути, это решение реализовать проще и дешевле, чем подземное размещение задвижки (будут проблемы с обслуживанием) или применение диэлектрических вставок (дорого и эксплуатация сетует на низкую надежность, даже утверждали, что были случаи пожара, хотя без подтверждений).