ПОЧЕМУ НЕ КАБЕЛЬ? | После появления на рынке Украины, комплектные шинопроводы получают все большую популярность среди отечественных специалистов по электромонтажу, хотя новинкой их не назовешь, во всем мире эти системы начали использовать еще с середины прошлого века. Еще были попытки отечественных производителей выпускать комплектные шинопроводы, но по уровню исполнения они значительно отстают от зарубежных аналогов. Если европейскому специалисту их использование является обыденным делом, то многие отечественные сомневаются в преимуществах шинопроводов над более традиционными решениями с использованием силового кабеля, которые на первый взгляд кажутся более простыми и экономичными. Но это только на первый взгляд… Кабель всем хорош, но существует множество сфер его применений, где ему недостает характеристик для реализации технических задач, поставленных перед профильными специалистами. К таковым можно отнести передачу больших мощностей для питания энергоемкого оборудования; создание гибких модульных систем электроснабжения, позволяющих подстроиться под изменения в расстановке технологического оборудования; прокладку мощных силовых линий в местах, где присутствует дефицит свободного пространства; подключение к мощным низковольтным потребителям или источникам питания. А теперь более детально рассмотрим все "за" и "против".
Почему? Для питания электроустановок и распределительных устройств большой единичной мощности с токами нагрузки более 500 А зачастую приходиться использовать несколько параллельно проложенных кабельных линий (4- и 5-жильные кабели с сечением до 150-240 мм2). Такое решение не отличается надежностью, ведет к повышению материалоемкости и габаритов питающей линии, усложняет эксплуатацию системы в целом. Еще одним недостатком силовых линий, выполненных кабелем, является их низкая термическая и электродинамическая устойчивость к воздействиям токов короткого замыкания. К примеру, кабель марки ВБбШв, сечением 4х185мм2, способен выдержать ТКЗ не более 21 кА, а кабели с алюминиевыми жилами или малых сечений и того меньше. Эти параметры являются ключевыми при проектировании силовых сетей, и иногда создают трудности при подключении линии к источнику питания большой мощности и малым сопротивлением, к которым можно отнести распределительные устройства подстанций. Не редки случаи, когда из-за этого и для обеспечения надежности проектируемой линии на порядок завышают суммарное сечение кабеля или выбирается его более дорогостоящее, но в то же время более стойкое к температурным и электродинамическим воздействиям исполнение. Эти обстоятельства в значительной мере способствуют росту капитальных затрат на строительство линий. |
При прокладке большого количества кабельных линий необходимо учитывать ряд требований по монтажу: это и расстояние между параллельно проложенным кабелем, и минимальные радиусы изгибов, особенно актуальные для кабеля большого сечения. Все вышеуказанные требования – это не прихоть монтажников, а объективная необходимость, продиктованная требованиями качественного и надежного монтажа системы. Однако они никак не способствуют компактности размещения кабеля на конструкциях и в целом значительно увеличивают габариты кабельных магистралей, да и объем самого кабеля, смонтированного в больших количествах, бывает достаточно внушительным. Вследствие вышесказанного, кабельные эстакады, возводимые внутри энергоемких производств, насыщенных технологическим оборудованием, получаются очень громоздкими, сложными в эксплуатации и не столь дешевыми, как кажется на первый взгляд.
При использовании кабельных линий не всегда есть возможность установить дополнительно коммутационное устройство возле нового оборудования или подключить его кабелем в существующем распределительном щите, возникает необходимость врезки в существующую силовую линию магистральной или распределительной сети. Можно лишь представить, какими сложностями обернется эта манипуляция, тем более, если она выполнена из нескольких пар кабелей большого сечения... В таких ситуациях подключение новой нагрузки большой мощности будет всегда сопряжено с большим количеством трудностей, причем как для технического персонала, ответственного за подключение, так и для персонала, обслуживающего это производство.
И напоследок следует напомнить, какую дополнительную пожарную опасность может представлять весь этот массив кабеля. Особенно в части изоляции, которая выполнена из полимеров, в большинстве своем не поддерживающих горение, но все-таки являющимися горючими веществами, способными при воспламенении или тлении выделять едкие газы, опасные для здоровья человека и затрудняющие эвакуацию в случае пожара.
Всех вышеприведенных недостатков можно избежать, если для создания силовых и распределительных магистралей использовать более адаптированные решения под большие токи, – комплектные шинопроводы модульной конструкции серии Hercules.
Из-за чего?Комплектный шинопровод – это современная электротехническая система, предназначенная для передачи, распределения электроэнергии и подключения оборудования. Система состоит из модульных элементов высокой готовности, имеющих типовые характеристики и позволяющих без особых трудозатрат формировать на объектах магистральные и распределительные сети электроснабжения любой сложности. Конструктивно комплектный шинопровод состоит из токоведущих элементов (медных или алюминиевых шин), заключенных в прочный самонесущий кожух, а также дополнительных аксессуаров, предназначенных для выполнения поворотов, ответвлений и непосредственного подключения к шинопроводам электрооборудования или распределительных устройств.
Использование шинопровода для распределения электроэнергии в ряде отраслей строительства и промышленности является достойной альтернативой, и имеет ряд весомых преимуществ по сравнению с классическим подходом формирования силовых магистралей с использованием кабельно-проводниковой продукции.
В сравнении с кабельными магистралями, шинопроводы более универсальны. Эти системы легки в обслуживании, их конструктив продуман таким образом, чтобы обеспечить максимально простое подключение новых электроприемников, пусть даже большой мощности. Их несложно монтировать, а если есть насущная необходимость, они без значительных трудозатрат могут быть модернизированы, перенесены на новое место, в другое помещение цеха или даже здание. Стоит отметить, комплектный шинопровод позволяет создавать в несколько раз более компактные магистрали на большие токи, чем при использовании стандартных кабельных линий.
При этом он отличается высокой надежностью и безопасностью, так как при изготовлении используется минимум горючих материалов. Класс изоляции, используемой в шинопроводах Hercules, относиться к категории F, которая является более устойчивой к воздействию высоких температур (до 155
оС), чем кабельная изоляция. К тому же, в случае превышения предела и времени температурной стойкости и последующего возгорания покрасочных и изоляционных материалов, пожарная опасность от шинопровода минимальна и несопоставима с кабельной системой.
Комплектный шинопровод устойчив к воздействиям нештатных режимов в электрических сетях, токам короткого замыкания, пусковым токам и длительным перегрузкам. Устойчивость к току короткого замыкания для осветительных шинопроводов серии Hercules производства "ДКС" составляет от 3,1 кА, а силовых шинопроводов – до 100 кА.
Обладая несколько большей стоимостью, чем кабельная эстакада, рассчитанная на аналогичные токи, при учёте не только стоимости материалов, но еще и суммарных затрат на монтаж и эксплуатацию системы, шинопровод будет экономически более выгодным не только за счет сокращения затрат на монтаж и эксплуатацию, но и за счет уменьшения воздействия эффекта вытеснения тока промышленной частоты в токоведущих элементах элестроустановок. Это обусловлено тем, что в плоских проводниках эффект менее выражен, поскольку такая форма токопровода обеспечивает более эффективное использование сечения шины по сравнению с круглым проводником. Так, если сравнивать шинопровод и кабель с одинаковым сечением при нагрузке в 1кА, передаваемой на расстояние в 100 метров, падение напряжения в шинопроводе будет меньше на 25%! На высоконагруженных линиях этот процент обуславливает значительную экономию электроэнергии, которая терялась при передаче мощности, и при нынешних тарифах на электроэнергию за 7-10 лет шинопровод может фактически окупиться только за счет уменьшения потерь в линии.
Можно ли получить все и сразу, если мы говорим о силовых линиях?Ответ – да! Как говорилось выше, комплектный шинопровод представляет из себя изделие высокой степени готовности в корпусе. Этот корпус сам по себе уже является несущим элементом системы, поэтому при его монтаже не требуется использовать большое количество креплений. Это самонесущая система, по факту изготовления готовая к монтажу на объекте. Также в элементной базе системы присутствуют аксессуары, позволяющие легко изменять конфигурацию магистрали и обеспечивающие непосредственное подключение оборудования при минимальных затратах времени и средств. Продуманная конструкция шинопровода, в особенности узлов присоединения, обеспечивает быстрый монтаж, при этом гарантируется надёжность токопроводящих соединений в частности, и корпуса шинопровода в целом. При этом многие операции на шинопроводе могут проводиться без снятия напряжения. Каждый элемент имеет известные технические характеристики, что облегчает процесс проектирования системы распределения электроэнергии под конкретные технические характеристики или объект.
Таким образом, хотелось бы подытожить, что у компании "ДКС Украины" есть решение, позволяющее создавать системы распределения на базе комплектных шинопроводов различной сложности, назначений и на широкий диапазон рабочих токов. Силовые и распределительные линии на базе шинопроводов Hercules в определенных сферах использования имеют множество преимуществ по сравнению с кабельными эстакадами, обеспечивают высокую надежность, гибкость системы и широкие возможности по конфигурации трасс.
Комплектные шинопроводы – это проектный продукт, который производится под текущий объект, с учетом его особенностей и перспектив развития. В нашей компании понимают, что для эффективного внедрения этого продукта существует исключительная необходимость в квалифицированном проектном сервисе. У нас работают специалисты, готовые оказать исчерпывающие консультации по продукту, выполнить все работы, касающиеся проектной подготовки системы, определения необходимой конфигурации шинопровода, его расчета и создания проектной документации, по которой индивидуально будет изготавливаться шинопровод.
Производство шинопроводов Hercules осуществляется в Италии на одном из предприятий, входящих в группу компаний «ДКС». Благодаря наличию современного и высокотехнологичного производства, изготовление шинопровода и поставка его на Ваш объект могут осуществляться в минимальные сроки.