Форум проєктувальників електричних та слабострумних мереж

Оголошення => Різне => Тема розпочата: uksusXIII від 02 Жовтень 2011, 20:30:40

Назва: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 02 Жовтень 2011, 20:30:40
Предлагаю в данной теме рассматривать различные каверзные(и не очень) задачки связанные с электротехникой,энергетикой и близким по профилю прикладным дисциплинам.
Вот на близком по профилю  форуме нашел такую:
"Почему (см. ПУЭ 7, Таблица 4.2.1) одним и тем же разъединителем (к примеру, с расстоянием между осями полюсов 2 метра) можно отключать (или включать) наибольший рабочий ток холостого хода тр-ра 4,0 А, а наибольший зарядный ток ВЛ 1,5 А ? Почему к коммутации ёмкостного тока емкостной нагрузки (ВЛ) более жёсткие требования ?"
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: sbal від 02 Жовтень 2011, 20:58:25
uksusXIII, а чё за ток такой "ёмкостной"?  :D
И еще вопросик, "болонский процесс" навернул медным тазом "переходные процессы" в ТОЭ?
Страна развитого дебилизма.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: IgorS від 02 Жовтень 2011, 21:14:21
sbal, Наскільки я пом'ятаю емкосний струм опережає напругу.
Незважаючи від процесу хто хоче знати той навчиться, а якщо не хоче у який хочеш прочес запишись не поможе.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 02 Жовтень 2011, 21:24:25
sbal, замечание учел...внес исправления. Просто вопрос сюда я перенес без изменений.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: sbal від 02 Жовтень 2011, 23:01:24
 =-0 :'( Я ничего не перепутал, это "Форум проектировщиков электрических и слаботочных сетей"?
IgorS, Какая фаза? Переходной процесс определяется нагрузкой.
Законы коммутации "простыми словами":
1. U на С не может изменяться скачком.
2. I в L не может изменяться скачком.
Uc=0 при t=0 Ic=?

А ну быстренько учить букварь >:(
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: Rex від 02 Жовтень 2011, 23:48:27
Предлагаю в данной теме рассматривать различные каверзные(и не очень) задачки связанные с электротехникой,энергетикой и близким по профилю прикладным дисциплинам.
Вот на близком по профилю  форуме нашел такую:
"Почему (см. ПУЭ 7, Таблица 4.2.1) одним и тем же разъединителем (к примеру, с расстоянием между осями полюсов 2 метра) можно отключать (или включать) наибольший рабочий ток холостого хода тр-ра 4,0 А, а наибольший зарядный ток ВЛ 1,5 А ? Почему к коммутации ёмкостного тока емкостной нагрузки (ВЛ) более жёсткие требования ?"
Потому что условия зажигания эл.дуги для индуктивного и емкостного режимов разные!
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: sbal від 03 Жовтень 2011, 01:07:25
Rex, интересно, "дуга" еще какая есть, акромя "эл.дуги"?

Вот неслух, сказано же было: быстренько учить букварь. А то в угол поставлю.

Кстати, а "что" приводит к возникновению разряда?
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: IgorS від 03 Жовтень 2011, 08:49:09
IgorS, Какая фаза?
?
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: sbal від 03 Жовтень 2011, 09:06:01
IgorS, Какая фаза?
?
Это чьё:
емкосний струм опережає напругу
??

В угол.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: sportal від 03 Жовтень 2011, 09:30:17
Уважаемый uksusXIII, коллега IgorS правильно объяснил термин "емкосной ток" применяемый и в нормативных документах, например, РД 34.20.179 "Типовая инструкция по компенсации емкосного тока замыкания на землю в электрических сетях 6-35 кВ"
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: sbal від 03 Жовтень 2011, 09:42:29
sportal, батенька, нормы в сторону. Или нормативное определение тока - в студию.

Ответ на поставленный в "каверзной" форме вопрос в задачке содержится в "Переходных процессах".
C - емкостной ток.
L - индуктивный ток
R - ?
А ток в разряде как обзовем?

Один из букварей:
http://eom.com.ua/index.php?action=downloads;sa=view;down=1762 (http://eom.com.ua/index.php?action=downloads;sa=view;down=1762)
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: IgorS від 03 Жовтень 2011, 14:47:11
sbal, Для ідеальних елементів +90 гр., для реальних завжди меньше.
А шото дуже резко роздаєш-В угол. А ну быстренько учить букварь.

А краще скажи який буквар цитуєш?!
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: sbal від 03 Жовтень 2011, 14:55:33
IgorS,
Условие:
Почему к коммутации ёмкостного тока емкостной нагрузки (ВЛ) более жёсткие требования ?"
Ответ: ....

А краще скажи який буквар цитуєш?!
"Электротехника"  :) желательно до 1975 г., а лучше до 65
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 04 Жовтень 2011, 13:24:47
sbal, вы выбрали, по моему мнению, правильное направление ответа...вот только форму несколько резковатую... Спишем на опыт и соответственное желание поучать и заставлять задуматься :D Только не заставляйте нас уговаривать дать полный правильный ответ!!!  :D
Rex, тоже ответил верно,но не обосновал почему.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 04 Жовтень 2011, 13:26:55
Лично я пришел к таким выводам (на првильности не настаиваю-это мое личное мнение...готов продолжить дискуссию!):
Кажется я нашел причину-она вызвана переходными процессами в цепях переменного тока в моменты коммутации. Подробно можно прочесть например тут: http://model.exponenta.ru/electro/0060.htm (http://model.exponenta.ru/electro/0060.htm)  А вот эта краткая выдержка пояснит положение вещей: ".....Следовательно, наличие ветви, содержащей индуктивность, в цепи, включаемой под напряжение, равносильно разрыву цепи в этом месте в момент коммутации, так как iL(0-) = iL(0+). Наличие в цепи, включаемой под напряжение, ветви, содержащей разряженный конденсатор, равносильно короткому замыканию в этом месте в момент коммутации, так как UC(0-) = UC(0+).
Однако в электрической цепи возможны скачки напряжений на индуктивностях и токов на емкостях....."

Если дочитать внимательно статью до конца,то мы увидим,что в моменты коммутации, напряжение (в случае коммутации индуктивных элементов) может достигнуть двойного амплитудного значения,и ток, в свою очередь (при коммутации емкостных элементов), тоже может достигнуть двойного амплитудного значения...
Для коммутации разъединителем опасно наличие именно тока ,а не напряжения. Ведь именно из-за наличия тока,а не напряжения, горит дуга между контактами разъединителя! А в связи с возможностью повышением напряжения в два раза(при коммутации индуктивных элементов-например трансов), предусматривается наличие изоляции разъединителя с двойным запасом по напряжению!
ИМЕННО ПОЭТОМУ допустимые токи при коммутации линий гораздо меньше,чем токи коммутации трансов.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 05 Жовтень 2011, 12:41:57
Еще одна задачка...прочитал тут фразу одну:"...... У меня такая фигня была на новом холодильнике - втыкаешь его в розетку, ну назовём так - "проводом вниз" - бъётся током, хоть перчатки надевай, а втыкаешь наоборот - "проводом вверх" - всё нормально - не "кусается"... Причём работает при любом способе подключения исправно и не перегорает..."
Кто знает почему так бывает?
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: sashkoMTM від 05 Жовтень 2011, 13:17:10
аналогічну ситуацію мав. Перекинув вилку - не б"ється. До речі, в мережі ПЗВ нема. Напевне, вимкнулось би.
Пробиває на корпус. Див. файл. Залежно від того, якою стороною ввімкнути вилку, місце пошкодження буде "ближче" до нуля чи фази. Мабуть так.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: NeON2K від 05 Жовтень 2011, 13:30:40
sashkomtm, uksusXIII,  нееееее, скажите, что вы шутите   :D :D :D
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: NeON2K від 05 Жовтень 2011, 13:33:43
Какая разница, "провод вверх" или "провод вниз" ? Такое ощущение, что вопрос этот задала в интернете какая-нибудь учительница начальных классов Анна Ивановна. Обычный пробой на корпус, менять надо провод, ибо в определенном положении этого самого провода пробой более явный, только лишь и всего.

http://industrialblog.ru/oborudovanie/proverka-utechki-toka-na-korpus.html (http://industrialblog.ru/oborudovanie/proverka-utechki-toka-na-korpus.html)
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: NeON2K від 05 Жовтень 2011, 13:41:56
Ваши действия:
1) надо найти и устранить пробой на корпус. Иначе ничего, кроме срабатывания защиты (выбивания "пробок") вы не добьётесь. Бить, конечно, перестанет, но ...
2) установите розетку, для подключения холодильника, с заземляющим контактом, а вилки от современных холодильников такой контакт, как правило, имеют.
3) подсоедините заземляющий контакт розетки к электрощитку, который находится у вас в подъезде, медным многожильным изолированным проводом сечением 4 мм2.

ВСЁ
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 05 Жовтень 2011, 13:53:07
NeON2K, не поверишь-не шучу! и правильно ответил sashkomtm- все зависит от места замыкания катушки двигателя компрессора (в смысле в начале обмотки,или ближе к ее концу) на корпус....и при этом не забыть,что катушка эта имеет большое сопротивление... А по поводу выбивания пробок или срабатывания автомата -попробуйте нарисовать схему протекания тока замыкания с учетом КЗ только части витков катушки на корпус...и предположить что холодильник стоит на линолиуме,а сам холодильник включен в двухполюсную (не "евро"!) розетку. ;)
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: Василич від 05 Жовтень 2011, 15:05:06
не знаю на сколько я прав, но мне кажется, что утечка происходит в районе термореле, а не в двигателе.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: sashkoMTM від 05 Жовтень 2011, 17:09:56
Ваши действия:
NeON2K, як з цим боротись, ми знаємо (описано вище). Питання в тому, чому при включенні вилки в положенні 1 корпус "кусається", а при положенні 2 не "кусається". 
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 08 Листопад 2013, 11:02:17
Есть еще одна задачка... Сам репу чешу второй день(ответа на поставленный вопрос еще не знаю сам)...
Скажите а можно ли уменьшить падение напряжения на ВЛ (скажем например абонентской в селе) увеличив количество повторных заземлений на вводах в дома и на и опорах ВЛ?  Суть вот в чем: возникает ли электрическая цепь между контуром трансформатора на ТП и контурами повторного заземления, по которой протекает часть тока,которая должна бы была протекать только по нулевому проводу,в случае, если бы на ВЛ не было повторных заземлений вообще? Увеличивает ли эта цепь тока между контурами проводимость нулевого проводника,тем самым уменьшая падение напряжения во всей ВЛ?
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: Сугор від 08 Листопад 2013, 11:15:53
uksusXIII, если линия однофазная, то скорее всего - да, если трехфазная, то скорее всего - нет. В любом стучае, я думаю, результат будет незначительным
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 08 Листопад 2013, 11:27:13
Главный вопрос возникает ли электрическая цепь между контурами? то есть : течет ли ток по этой цепи? Представьте себе что будет если убрать контур на ТП(изолировать нейтраль по принципу разделительного транса)... Тогда человек может фазу языком лизнуть(ведь цепи протекания тока не будет)! Значит ток таки в этой цепи(между контурами транса и контурами ПЗ ВЛ) все же протекает и ЦЕПЬ ЕСТЬ? Как узнать его величину(интересует порядок цифр)? Величина зависит от напряжения смещения нейтрали и наверное от типов грунта? Из логики(я до этого только дохожу) величина тока зависит  от сопротивления заземляющих устройств токам растекания на землю.(как повторных заземлений ВЛ,так и контура транса)
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: sportal від 08 Листопад 2013, 11:54:29
Есть еще одна задачка... Сам репу чешу второй день(ответа на поставленный вопрос еще не знаю сам)...
Скажите а можно ли уменьшить падение напряжения на ВЛ (скажем например абонентской в селе) увеличив количество повторных заземлений на вводах в дома и на и опорах ВЛ?
Нет. К токам растекания не применим первый закон Кирхгофа, грубо говоря ток растекания от повторного заземлителя  "не знает" куда течь  к заземлителю ТП, и считать что "земля" запараллеливается нейтрали (как получается по эквивалентной схеме ошибочно . Если бы это было так, все ЛЭП были бы однопроводными (вторым проводом служила "земля")
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 08 Листопад 2013, 11:59:54
Хорошо... а как тогда объяснить ситуацию с  протеканием тока через тело человека при глухозаземленной нейтрали,и отсутствием тока через тело человека(или все-таки убьет человека?) если нейтраль изолировать от земли? Значит цепь тока ВСЕ-ТАКИ есть(!) и законы Кирхгофа не отменяются для этого случая?
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 08 Листопад 2013, 12:03:38
если линия однофазная, то скорее всего - да, если трехфазная, то скорее всего - нет. В любом стучае, я думаю, результат будет незначительным
А какая разница в количестве фаз? Заземлить нейтраль можно и в однофазном трансе и в трехфазном... Напряжение смещения нейтрали в однофазном будет незначительным правда...Перекос по высокой стороне меаленький. Тут логики больше....
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: CC19 від 08 Листопад 2013, 12:03:43
грубо говоря ток растекания от повторного заземлителя  "не знает" куда течь  к заземлителю ТП
Почему это он не знает? Он течет от повторно заземлителя к заземлителю ТП в разные стороны, даже через Китай  :). А наибольший ток будет течь по пути наименьшего сопротивления (грубо говоря по прямой). Ведь на этом и основаны все основные принципы защиты в сетях с глухо заземленной нейтралью.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: CC19 від 08 Листопад 2013, 12:06:13
Значит ток таки в этой цепи(между контурами транса и контурами ПЗ ВЛ) все же протекает и ЦЕПЬ ЕСТЬ?
Протекает конечно, но Сугор прав, толку от него... Так как величина сопротивления контура заземления во много раз больше сопротивление N-проводника.
Как узнать его величину(интересует порядок цифр)?
Была как-то мысль замерить сопротивление своего контура (частный сектор). Подключить нагрузку между фазой и нулем контуром, замерить напряжение на ней и сравнить с напряжением сети...
А какая разница в количестве фаз?
ну если система симметричная то и тока в нуле нету.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 08 Листопад 2013, 12:07:26
Вот чье мнение мне хотелось бы услышать,так это мнение Sbal....  он всегда знает куда бежит ток...через Китай или через Жмеринку..  :D
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 08 Листопад 2013, 12:14:50
Так как величина сопротивления контура заземления во много раз больше сопротивление N-проводника.
Вы имеете ввиду какое сопротивление? Сопротивление металлических стальных проводников?-так оно маленькое и сопоставимо с сопротивлением нулевого провода ВЛ... Если сопротивление заземляющего устройства токам растекания на землю,то это сопротивление ТОЖЕ СОПОСТАВИМО с сопротивлением нулевого проводника ВЛ(цифры не отличаются на порядки)!
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: CC19 від 08 Листопад 2013, 12:21:04
сопротивление заземляющего устройства токам растекания на землю
Его конечно.
СОПОСТАВИМО с сопротивлением нулевого проводника ВЛ!
Я бы так не сказал, активное сопротивление алюминиевого провода 35мм.кв - 0,92Ом/км + индуктивное, его не скажу быстро.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 08 Листопад 2013, 12:25:59
СОПОСТАВИМО с сопротивлением нулевого проводника ВЛ!
Я бы так не сказал, активное сопротивление алюминиевого провода 35мм.кв - 0,92Ом/км + индуктивное, его не скажу быстро.

Ну а сопротивление повторных заземлителей токам растекания на ВЛ составляет 4-30 Ом... А если учесть совокупное сопротивление всех повторных заземляющих устройств,да добавить к нему сопротивления естественных заземлителей... то вы увидите,что цифры совсем не сильно отличаются! Согласны?
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 08 Листопад 2013, 12:35:45
Упростим задачу...попробуем сначала ответить на вот этот вопрос
Представьте себе что будет если убрать контур на ТП(изолировать нейтраль по принципу разделительного транса)... Тогда человек может фазу языком лизнуть(ведь цепи протекания тока не будет) ?
а потом вернемся к падению напряжения на ВЛ ;)
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: Andrey59 від 08 Листопад 2013, 12:39:26
Возвращусь к розетке и холодильнику. Ситуация простая (то же и стиральные машинки и тп). Для защиты от радиопомех там стоят 2 кондера. Один прицеплен условно на фазу, другой на ноль, другие ножки кондеров соединены между собой и соединены с корпусом холодильника. При отсутствии заземления и одном пристарелом (пробитом) кондере осталось угадать с фазой
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: sbal від 08 Листопад 2013, 12:59:17
Моё погоняло тут помянули всуе?  ;)

Китай, Жмеринка.., широкий охват - уважаю, по нашему.

Вы уж изначально определитесь с понятиями: "ноль", "фаза", затем - "потенциал", "разность потенциалов".
Да и - чего есть "ток" вообще и "электрический ток" в частности.

А то будете каждый раз - "а и б сидели на трубе".  :)
Меня не спрашивать, ибо - мнение зачуханого "слаботочника" не имеет Абсолютно никакого Веса   :D
Что и показала в своё время "курилка"...
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: CC19 від 08 Листопад 2013, 13:04:16
Упростим задачу...попробуем сначала ответить на вот этот вопрос
Цитата: uksusXIII от Сегодня в 11:27:13
Представьте себе что будет если убрать контур на ТП(изолировать нейтраль по принципу разделительного транса)... Тогда человек может фазу языком лизнуть(ведь цепи протекания тока не будет) ?
Если бы не емкостные токи утечки, то да. В вакууме - можно лизнуть. :)
Ну я так понял, мы упрощаем, на емкостные токи не обращаем внимания?
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: Сугор від 08 Листопад 2013, 13:09:11
Представьте себе что будет если убрать контур на ТП(изолировать нейтраль по принципу разделительного транса)... Тогда человек может фазу языком лизнуть(ведь цепи протекания тока не будет)
uksusXIII, цепи с изолированой нейтралью встречаются довольно часто (как пример - метро, шахты)
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: sbal від 08 Листопад 2013, 13:20:33
CC19, о каком вакууме речь, о физическом или эйнштейновском? Ну-ка, ну-ка...  :D
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: sashkoMTM від 08 Листопад 2013, 13:34:47
Представьте себе что будет если убрать контур на ТП(изолировать нейтраль по принципу разделительного транса)... Тогда человек может фазу языком лизнуть
Може. Можливо, востаннє. Мережа 10кВ у нас теж з ізольованою нейтраллю. А люди гинуть за метал...
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 08 Листопад 2013, 14:06:45
Упростим задачу...попробуем сначала ответить на вот этот вопрос
Цитата: uksusXIII от Сегодня в 11:27:13
Представьте себе что будет если убрать контур на ТП(изолировать нейтраль по принципу разделительного транса)... Тогда человек может фазу языком лизнуть(ведь цепи протекания тока не будет) ?
Если бы не емкостные токи утечки, то да. В вакууме - можно лизнуть. :)
Ну я так понял, мы упрощаем, на емкостные токи не обращаем внимания?
Не понял... причем тут емкостные токи?
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: CC19 від 08 Листопад 2013, 14:12:56
Не понял... причем тут емкостные токи?
Провод и земля - как конденсатор, воздух - диэлектрик. Если лизнуть провод, замыкаем цепь: фаза - язык - ноги - земля - воздух - нулевой (фазный) провод. Думаю "долбанет" нормально, ну для нашей задачки можно этим пренебречь.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 08 Листопад 2013, 14:16:47
Мережа 10кВ у нас теж з ізольованою нейтраллю. А люди гинуть за метал...
Сети 10 кВ соединены с землей на самом деле..через реакторы...поэтому и гибнут...А в сети 0,4 (представьте разделительный транс 10/0,4 кВ) это еще вопрос... Ведь не зря же как писалось выше:
цепи с изолированой нейтралью встречаются довольно часто (как пример - метро, шахты)
сети в опасных помещениях(сети 0,4 кВ) выполняют с изолированной нейтралью.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 08 Листопад 2013, 14:26:54
Вы уж изначально определитесь с понятиями: "ноль", "фаза", затем - "потенциал", "разность потенциалов".
Вот мне и интересно: разность потнциалов(напряжение) между фазой трансформатора с изолированной нейтралью и землей(если хотите грунтом) существует? Если существует,то это напряжение и создает ток через тело человека стоящего на земле и касающегося фазы. Но ведь зачем применяют сети с изолированной нейтралью?-для того,чтобы этой разности потенциалов не было?
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: Сугор від 08 Листопад 2013, 14:30:04
uksusXIII, я думаю, что следует обратить внимание на то зачем для ВЛ рекомендуется выполнение повторного заземления - чтобы минимизировать последствия обрыва ноля
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: sbal від 08 Листопад 2013, 14:30:12
Не понял... причем тут емкостные токи?
Виды токов:
- ток перноса;
- ток ток поляризации;
- ток проводимости.
Троица , даже попы утверждают  :D
И в электрической цепи движущая сила не электрической Природы  :P

И вааще, правило есть интересное: от простого - к единому.
А нам впаривали - от простого к сложному. От этого и все мозгозавороты.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 08 Листопад 2013, 14:30:58
Сугор,  изначально меня интересовал вопрос
Скажите а можно ли уменьшить падение напряжения на ВЛ (скажем например абонентской в селе) увеличив количество повторных заземлений на вводах в дома и на и опорах ВЛ?
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: Сугор від 08 Листопад 2013, 14:39:20
Сугор,  изначально меня интересовал вопрос
uksusXIII, посмотри приложение к гл. 1.7. (начиная со стр.100) Там есть примеры, схемы замещения и расчеты для обрыва нуля. Я думаю, что их можно использовать и для ситуации, когда ноль цел
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: sashkoMTM від 08 Листопад 2013, 15:50:39
изначально меня интересовал вопрос
скажу так: були у нас в районі скарги на неякісну напругу. при цьому заміри на шинах ТП в межах норми. Пройшли по лінії, добили додаткові заземлення та повторне заземлення нульового - скарги припинились.  hmmmm
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 08 Листопад 2013, 16:17:31
кажу так: були у нас в районі скарги на неякісну напругу. при цьому заміри на шинах ТП в межах норми. Пройшли по лінії, добили додаткові заземлення та повторне заземлення нульового - скарги припинились.  hmmmm
И мне похожую историю рассказали...подняли напряжение в конце линии на 10 (!) вольт!Вот не знаю верить или нет.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: sbal від 08 Листопад 2013, 16:35:57
Вон откуда рога ростут, а то Китай...  :)
В моей деревеньке у соседа в конце линии с километр "некачество" - 145-235.
Года три назад прошелся вдоль - 23 скрутки со вставками насчитал. По наводке сосед стабилизатор приобрёл - доволен, пока.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: Сугор від 08 Листопад 2013, 16:46:02
офф-топ
В моей деревеньке у соседа в конце линии с километр "некачество" - 145-235.Года три назад прошелся вдоль - 23 сткутки со вставками насчитал.
Вряд ли скрутки являются причиной. Скорее всего причина в неравномерном распределении нагрузки, кто-то поставил себе мощное оборудование, а при строительстве линии "забыли" зделать повторное заземление или со временем оно просто сгнило. Возможно причина и в заземлении на ТП, ведь в деревеньке врядли когда-нибудь проводили замеры
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: sbal від 08 Листопад 2013, 17:41:02
Ладно, слушайте измышлизмы зачуханнго слаботочника.

Вниз от 220 - скрутки, сечения ну и транс времён царя Гороха..
Вверх от 220 - отражённая энергия.
Вот повторные  заземления (отгнившие кстати) и играют роль поглотителей "отражёнки".
На стабилизаторе соседа стоит "защита" и частенько вышибает по утрам. Электрочайник выключился у другого соседа на линии (переходной процесс L-R)  и пошла гулять волна "вектора Умова-Пойтинга"  :)

Касаемо
похожую историю
- не о деревеньке речь, о коттеджном городке, где сечения нормальные, скруток нет (пока) - значит - повторные заземления.

Где и чего не так? Интересно же  :D
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: CC19 від 08 Листопад 2013, 18:17:12
Упростим задачу...попробуем сначала ответить на вот этот вопрос
Я так понял переходим ко второй части вопроса?
Я бы так не сказал, активное сопротивление алюминиевого провода 35мм.кв - 0,92Ом/км + индуктивное, его не скажу быстро.

Ну а сопротивление повторных заземлителей токам растекания на ВЛ составляет 4-30 Ом... А если учесть совокупное сопротивление всех повторных заземляющих устройств,да добавить к нему сопротивления естественных заземлителей... то вы увидите,что цифры совсем не сильно отличаются! Согласны?
Ну так 1км провода, в реальности длины по меньше, или провод по толще.
Давайте лучше по другому. Представим 1-ф сеть нагрузкой 100А, представим что потери у нас 10%, 5% на фазном и 5% на нулевом теряется. При этих условиях сопротивления фазного и нулевого провода по 11В/100А=0,11 Ом, теперь подключаем параллельно нулевому проводу, "землю". Сопротивление растекания возьмем 1Ом (что очень не плохо). И получаем 0,11+1/(1/0,1+1/1)=0,11+0,099=0,209 Ом; 0,209 Ом*100А=20,9В/220В=9,5%. Т.е. вместо 10%, стало 9,5%, что очень мало.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: shtuch1 від 08 Листопад 2013, 19:04:12
Хорошо... а как тогда объяснить ситуацию с  протеканием тока через тело человека при глухозаземленной нейтрали,и отсутствием тока через тело человека(или все-таки убьет человека?) если нейтраль изолировать от земли? Значит цепь тока ВСЕ-ТАКИ есть(!) и законы Кирхгофа не отменяются для этого случая?

Провод и земля - как конденсатор, воздух - диэлектрик. Если лизнуть провод, замыкаем цепь: фаза - язык - ноги - земля - воздух - нулевой (фазный) провод. Думаю "долбанет" нормально, ну для нашей задачки можно этим пренебречь.

Сети 10 кВ соединены с землей на самом деле..через реакторы...поэтому и гибнут...А в сети 0,4 (представьте разделительный транс 10/0,4 кВ) это еще вопрос... Ведь не зря же как писалось выше:

Реакторы ставят для компенсации емкосных токов.
Главный вопрос возникает ли электрическая цепь между контурами? то есть : течет ли ток по этой цепи?

В нормальном режиме не течет, при обрыве нуля – течет к контуру ТП.
величина тока зависит не от типов грунта,а от сопротивления заземляющих устройств токам растекания на землю.(как повторных заземлений ВЛ,так и контура транса)


Существенно заситит от типов грунтов. http://www.zandz.ru/udelnoe_soprotivlenie_grunta.html (http://www.zandz.ru/udelnoe_soprotivlenie_grunta.html)

Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 08 Листопад 2013, 19:25:34
Реакторы ставят для компенсации емкосных токов.
Но они ведь заземлены!...значит связь с землей есть.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: shtuch1 від 08 Листопад 2013, 19:40:09
Реакторы ставят для компенсации емкосных токов.
Но они ведь заземлены!...значит связь с землей есть.
Даже если реакторов нет связь з землей всеравно есть за счет єл. поля.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 08 Листопад 2013, 19:52:44
давайте все же вернемся к сети 0,4 кВ
Цитата: uksusXIII от Сегодня в 11:27:13

    Главный вопрос возникает ли электрическая цепь между контурами? то есть : течет ли ток по этой цепи?


В нормальном режиме не течет, при обрыве нуля – течет к контуру ТП.
Откуда такое утверждение? Почему в нормальном режиме с напряжением смещения нейтрали в нулевом проводе,не бежит ток от контура повторного заземления к контуру транса на ТП?
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 08 Листопад 2013, 19:56:03
CC19, даже его величину опредилил для частного случая...попросил бы его еще в буквенном виде расписать...что за цифры? что за формулы?
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: shtuch1 від 08 Листопад 2013, 20:08:56
Откуда такое утверждение? Почему в нормальном режиме с напряжением смещения нейтрали в нулевом проводе,не бежит ток от контура повторного заземления к контуру транса на ТП?
Из электротехники "Ток протекает по пути наименьшего сопротивления". Сопротивление нулевого проводника существенно меньше сопротивления грунта.
Было бы не плохо если бы по грунтам можно было пропускать существенные токи. Например, нулевой провод вообще можно былобы не прокладовать или для уминьшения сопротивления петли фаза - ноль достаточно было забить доп. контур, а не менять трансформатор или сечение проводов.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: CC19 від 08 Листопад 2013, 20:17:33
Закон Ома и формулы для параллельного и последовательного подключения сопротивлений. Я же специально размерность величин оставлял.
Ну а случай да, частный для одной фазы, просто не могу придумать какие исходные данные взять, что бы соответствовали действительности. Да и 3-х фазную цепь будет сложнее просчитать (нужно книжки поднимать Study), могу только смоделировать в программе, если придумаем исходные данные.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 08 Листопад 2013, 21:01:27
Из электротехники "Ток протекает по пути наименьшего сопротивления". Сопротивление нулевого проводника существенно меньше сопротивления грунта.
Даааа? А как вам например такой опыт... Берем лампу накаливания и подключаем ее одним проводом на фазу,а другим на контур повторного заземления.....если бы у цепи контур ПЗ-грунт-контур заземления ТП было высокое сопротивление,то лампа бы горела в пол-накала...но она,собака :D(по моему мнению), горит в полный накал! Можете проверить?
Кто нибудь на "голый" контур(без присоединения к нулевым проводам) подключал так лампу накаливания?
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: shtuch1 від 08 Листопад 2013, 21:04:41
Из электротехники "Ток протекает по пути наименьшего сопротивления". Сопротивление нулевого проводника существенно меньше сопротивления грунта.
Даааа? А как вам например такой опытБерем лампу накаливания и подключаем ее одним проводом на фазу,а другим на контур повторного заземления.....если бы у цепи контур ПЗ-грунт-контур заземления ТП было высокое сопротивление,то лампа бы горела в пол-накала...но она,собака :D, горит в полный накал! можете проверить.
А какое расстояние от Вашего эксперементального контура до контура опоры ввода питания в лабораторию.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 08 Листопад 2013, 21:07:47
А какое расстояние от Вашего эксперементального контура до контура опоры ввода питания в лабораторию.
в опыте нужен любой контур забитый в землю, никуда не подключенный и обладающий сопротивлением токам растекания на землю не более 30 Ом. и питание(фазный провод любой протяженности с небольшими потерями в линии фазы) от силового транса с глухозаземленной нейтралью(то есть контуром транса)
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 08 Листопад 2013, 21:10:46
Может кто нибудь провести завтра такой опыт и рассказать нам результат?
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: CC19 від 08 Листопад 2013, 22:10:01
Может кто нибудь провести завтра такой опыт и рассказать нам результат?
Горит, горит. Так я и хотел вычислить сопротивление контура (сопротивление заземляющего устройства токам растекания на землю).
Была как-то мысль замерить сопротивление своего контура (частный сектор). Подключить нагрузку между фазой и нулем контуром, замерить напряжение на ней и сравнить с напряжением сети...
А какое расстояние от Вашего эксперементального контура до контура опоры ввода питания в лабораторию.
По теории расстояние не имеет значение (в разумных пределах) так как сопротивление грунта равно нулю, участвуют только "сопротивления контуров" повторного + ТП.
Но uksusXIII, тут ведь опять все упирается в сопротивления. Наверняка лампу вы брали не больше 100Вт, ее сопротивление около 480 Ом, что намного больше "сопротивления контура". Если бы лампа была больше 1кВт, разницу наверняка бы заметили.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 09 Листопад 2013, 19:19:01
Наверняка лампу вы брали не больше 100Вт, ее сопротивление около 480 Ом, что намного больше "сопротивления контура". Если бы лампа была больше 1кВт, разницу наверняка бы заметили.
Вот отсюда поподробнее...не понял логики... причем тут сопротивление ламп? да хоть 10 кВт подключить-важна проводимость цепи фаза -ПЗ-контур транса....
 Вы действительно опыт провели?
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: sportal від 09 Листопад 2013, 21:44:31
По теории расстояние не имеет значение (в разумных пределах) так как сопротивление грунта равно нулю...
А по какой теории сопротивление грунта равно нулю, очень интересно. И как эту теорию к расчету заземлителя применить?
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 09 Листопад 2013, 21:52:50
Давайте еще раз повторюсь с вопросом:
Упростим задачу...попробуем сначала ответить на вот этот вопрос
Представьте себе что будет если убрать контур на ТП(изолировать нейтраль по принципу разделительного транса)... Тогда человек может фазу языком лизнуть(ведь цепи протекания тока не будет) ?
а потом вернемся к падению напряжения на ВЛ ;)
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: sbal від 09 Листопад 2013, 22:30:52
uksusXIII, графически вопрос изобрази, да хоть в Pait-e
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: CC19 від 09 Листопад 2013, 23:16:29
Вы действительно опыт провели?
Зачем мне врать Blink, еще лет 5 назад.
Вот отсюда поподробнее...не понял логики... причем тут сопротивление ламп? да хоть 10 кВт подключить-важна проводимость цепи фаза -ПЗ-контур транса....
Имеем цепь: фаза (сопротивление незначительное, можно пренебречь) - нагрузка (лампа 100Вт, R=U2/P=2202/100=484Ом) - ПЗ - грунт - контур транса (объединим вместе, возьмем 4Ом, что очень не плохо). Ток в цепи I=U/R=220/(484+4)=0.45. Определим падение напряжение на нагрузке U=I*R=0.45*484=218В, вот почему вы не заметили падения светового потока лампы.
Теперь лампа 1кВт (R=2202/1000=48 Ом. I=U/R=220/(48+4)=4,23А. Падение напряжение на нагрузке U=I*R=4,23*48=203В.
Теперь лампа 10кВт (R=2202/10000=4.8 Ом. I=U/R=220/(4.8+4)=25А. Падение напряжение на нагрузке U=I*R=25*4,8=120В.

А по какой теории сопротивление грунта равно нулю, очень интересно. И как эту теорию к расчету заземлителя применить?
Возможно я и не прав, пришел к такому выводу на основании того что нигде в расчетах сопротивление грунта не учитывается (посмотрите например пособие к гл.1.7).
Докажите обратное, с меня  Bow  beer. Можно это обсудить после решения задачки uksusXIII.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 09 Листопад 2013, 23:41:42
объединим вместе, возьмем 4Ом, что очень не плохо).
А это вы откуда взяли?
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: CC19 від 09 Листопад 2013, 23:59:30
А это вы откуда взяли?
Ну исходных данных нету, взял самый оптимистичный вариант, мы же говорим про повторное заземление ВЛ (или дома). В реальности сопротивление будет больше, а значит и лампа будет светится тусклее.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: CC19 від 10 Листопад 2013, 12:46:03
uksusXIII, заставили вы меня провести полномасштабные измерения :)
Схему измерения прилагаю. Как видите у меня в доме осталась старая часть проводки (двухпроводная), и новая (3-х проводная). Также обратите внимание, система заземления ТТ (РЕ и N не соединены). Поскольку напряжение в сети у меня скачет (215-230В), измерение проводил поочередно для каждой нагрузки, одновременно снимал показания V1 и V2. Также замерял реальное потребление каждой нагрузки и по этой мощности нашел сопротивление. Ну а дальше по тем формулам, что выкладывал ранее.
В общем все что я писАл ранее, подтвердил практикой.
Также нашел сопротивление своего контура ( точнее - сопротивление моего заземляющего устройства токам растекания на землю + сопротивление грунта (0 Ом hmmmm) + сопротивление заземляющего устройства ТП токам растекания на землю) =~9 Ом, точность в пределах 10% (результат для лампы 75 Вт, не беру, так как всему виной один из китайских мультиметров + скачки напряжения)

P.S. Есть у меня еще для вас сюрприз, но его оставим на потом, когда разберемся предыдущими вопросами.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 10 Листопад 2013, 14:54:16
как-то я не пойму логику вычислений....если сопротивление грунта равно нулю, то нафига вообще ложить нулевой провод? забили два шикарных контура с низким сопротивлением токам растекания и усе :D...
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: sbal від 10 Листопад 2013, 15:17:41
uksusXIII, дык так и делали ранее по деревенькам.
Один самогончик гонит на электроплите (контроль температуры автоматизирован!), а у соседа при погружении в ванну, прошу прощения за интимподробности - к яйкам - разность потенциалов прикладывалась, причём не "вертикально" - поперек   :D
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: CC19 від 10 Листопад 2013, 15:48:06
как-то я не пойму логику вычислений....если сопротивление грунта равно нулю
Ну не уверен я уже на счет 0 Ом. Ну сами посудите, если у меня в суме 9 Ом получилось, сколько там на сопротивление грунта осталось hmmmm? И контур у меня далеко не такой как я в проектах на 4 Ом показываю :). Треугольник 1,5х1,5х1,5м, глубина вертикальных заземлителей (уголок 45х45) - метра 2-3, песок - суглинок. И ему уже лет 25-30. Правда попадаются грунтовые воды на 3-4м, не знаю, достали ли стержни до них.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 10 Листопад 2013, 17:18:13
еще раз спрошу... вы ТОЧНО отрезалли контур от всех токоведущих частей(оставив только металл в земле),когда подключали лампу к контуру ? Это я про опыт,проведенный пять лет назад... Лично я как то сомневаюсь,ч то лампа вообще загорится в этом случае....
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: CC19 від 10 Листопад 2013, 17:41:45
В том опыте (5 лет назад) все было проще, вместо контура - батарея отопления :) (повторюсь, дом частный), соответственно заземлителем был газопровод. А причем тут опыт 5-летней давности, я ведь сегодня провел полноценный эксперимент, как видите по схеме, контур у меня изолирован (лохонулся правда  :(, оставил вилку стиралки в розетке, но сама она была выкл).
Лично я как то сомневаюсь,ч то лампа вообще загорится в этом случае....
Что-то я не пойму вас, с чего вы вдруг начали сомневаться? Вы же сами говорили:
Берем лампу накаливания и подключаем ее одним проводом на фазу,а другим на контур повторного заземления.....если бы у цепи контур ПЗ-грунт-контур заземления ТП было высокое сопротивление,то лампа бы горела в пол-накала...но она,собака (по моему мнению), горит в полный накал!

З.Ы. Вот вспомнил, то что вам нужно. 3-4  года назад сосед купил насосную станцию, говорит:
- нужен контур, как сделать?
Я ему: - берешь арматуру 16мм или уголок и забиваешь 3шт по 5 метров.
- ты чего, где я столько найду =-0, я все в лом сдал.
- ну ищи что найдешь, посмотрим...
В итоге: нашел квадрат 20х20мм, забил по 1,5 м и соединил треугольником 1х1х1м. Позвал.
- ну как?
-  J), ну неси лампочку и переноску тащи на улицу.
С переноски взяли фазу и подключили на контур. Не помню что за лампа была, ватт 40-100, но горела нормально, на глаз не было заметно что тусклее чем должна быть.
Контур ТОЧНО больше не с чем не был соединен!
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 10 Листопад 2013, 18:47:46
батарея не подходит...может быть соединена через что-то с нулевыми проводниками...а в случае с соседом ...непонятно зачем вам надо было брать один провод с контура,раз вы переноску на улицу вытягивали (наверняка же двухжилку  ;) )
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: CC19 від 10 Листопад 2013, 19:29:53
батарея не подходит...может быть соединена через что-то с нулевыми проводниками...
Согласен.
непонятно зачем вам надо было брать один провод с контура,раз вы переноску на улицу вытягивали (наверняка же двухжилку   )
Как зачем, мне нужна была только фаза, самый простой способ "принести" ее на улицу - переноска. Да и какая разница зачем. Был произведен эксперимент, цепь: фаза - лампочка - контур (с нулем не соединен, прямо в яме, с горизонтального электрода брали). Результат - лампочка горит.
Что-то я не пойму вас, с чего вы вдруг начали сомневаться? Вы же сами говорили:
Что должна гореть, а теперь сомневаетесь???
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 10 Листопад 2013, 19:37:42
Цитата: CC19 от Сегодня в 17:41:45

    Что-то я не пойму вас, с чего вы вдруг начали сомневаться? Вы же сами говорили:

Что должна гореть, а теперь сомневаетесь???
Как-то стал слабо верить в проводимость грунта...достаточную для горения лампы...еще копаю материал...тема очень интересна.

Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: shtuch1 від 10 Листопад 2013, 20:22:16
Имеем цепь: фаза (сопротивление незначительное, можно пренебречь) - нагрузка (лампа 100Вт, R=U2/P=2202/100=484Ом) - ПЗ - грунт - контур транса (объединим вместе, возьмем 4Ом, что очень не плохо). Ток в цепи I=U/R=220/(484+4)=0.45. Определим падение напряжение на нагрузке U=I*R=0.45*484=218В, вот почему вы не заметили падения светового потока лампы.
Теперь лампа 1кВт (R=2202/1000=48 Ом. I=U/R=220/(48+4)=4,23А. Падение напряжение на нагрузке U=I*R=4,23*48=203В.
Теперь лампа 10кВт (R=2202/10000=4.8 Ом. I=U/R=220/(4.8+4)=25А. Падение напряжение на нагрузке U=I*R=25*4,8=120В.
1. Что же эти формулы доказывают? Если изначально, в исходных данных, сопротивление земли "0".
2. По закону Ома вы определили полное сопротивление цепи  R=U2/P=2202/100=484Ом, почему при определении тока Вы дополнительно еще добавляете  4 Ома (I=U/R=220/(484+4)=0.45)?
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: sbal від 10 Листопад 2013, 20:32:06
484 или 488, уверяю - лампочка и не заметит. Шире смотри, шире  :)
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: CC19 від 10 Листопад 2013, 20:35:42
еще копаю материал
Тогда для начала посмотрите пособие к разделу 1.7 (http://eom.com.ua/index.php?action=downloads;sa=view;down=740), начиная с стр.100. Там есть расчеты, и у них участвуют только сопротивление контуров (ПЗ, и ЗУ ТП). Если бы сопротивление грунта было существенным, его бы тоже внесли в расчет.
сопротивление земли "0".
Забудем на время это, возможно ошибаюсь.
Вы дополнительно еще добавляете  4 Ома
Это сумма сопротивлений ПЗ + грунта (от 0 до 4 Ом в данном примере) + ЗУ ТП. Цифру в 4 Ома взял с потолка, как очень оптимистичный вариант. Как видите на практике у меня сумма этих сопротивлений вышла 9 Ом. Про сопротивление проводов и транса забываем, так как оно не существенно для данного примера.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: sportal від 10 Листопад 2013, 22:56:20
Возможно я и не прав, пришел к такому выводу на основании того что нигде в расчетах сопротивление грунта не учитывается (посмотрите например пособие к гл.1.7)
Я вас поздравляю, вы со своим соседом можете открывать производство кабелей с токопроводящими жилами с нулевым сопротивлением из вашего грунта. Пиво можете передать Южкабелю, который остановит производство кабелей с медными и алюминиевыми жилами и засядет за изучение пособия к гл.1.7
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: shtuch1 від 10 Листопад 2013, 23:32:45
Пример расчета http://energolider.com.ua/article_show/230.html (http://energolider.com.ua/article_show/230.html)
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: CC19 від 11 Листопад 2013, 08:39:59
Я вас поздравляю, вы со своим соседом можете открывать производство кабелей с токопроводящими жилами с нулевым сопротивлением из вашего грунта. Пиво можете передать Южкабелю, который остановит производство кабелей с медными и алюминиевыми жилами и засядет за изучение пособия к гл.1.7

Ну от Вас я другого ответа и не ожидал, вместо весомых аргументов - пустые слова. Вы что хотите сказать что ток от ПЗ до ЗУ ТП течет строго по прямой линии  (по кротчайшему пути), и поперечное сечение этой лини измеряется в мм2? Я же думаю что ток течет во всех направлениях, как по кратчайшему пути, так по максимальному (не зря Китай упоминал), и соответственно в первом случае ток будет максимален, а во втором минимален (возможно какие то иокто (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D0%BA%D1%82%D0%BE-)амперы :)). Ну а при параллельном соединении этих линий (самой короткой, самой длинной и миллиардов промежуточных линий между ними) и дадут нам ~0 Ом.

Вот пример, возьмем удельное сопротивление грунта 1000 Ом*м. Что это означает? А то что сопротивление 1 м3 этого грунта, между его противоположными гранями будет 1000Ом. А теперь посчитайте какое будет сопротивление куба с таким же грунтом, если его ребро будет равно диаметру земли (12 742 км).
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: sportal від 11 Листопад 2013, 10:13:59
Я же думаю что ток течет во всех направлениях, как по кратчайшему пути, так по максимальному (не зря Китай упоминал), и соответственно в первом случае ток будет максимален, а во втором минимален (возможно какие то иокто ([url]http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D0%BA%D1%82%D0%BE-[/url])амперы :)). Ну а при параллельном соединении этих линий (самой короткой, самой длинной и миллиардов промежуточных линий между ними) и дадут нам ~0 Ом

Рано вам еще думать, изучите для начала из школьной программы признак Даламбера для числового ряда с положительными членами и методы вычисления суммы числовых рядов и цепных дробей. О интегральном исчислениии с вами говорить еще рано. 
А теперь посчитайте какое будет сопротивление куба с таким же грунтом, если его ребро будет равно диаметру земли (12 742 км).

Не знал, что земля имеет форму куба...
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: sbal від 11 Листопад 2013, 10:16:35
CC19, грозовой разряд в Жмеринке с Китая начинается?
И всё таки Она - вертится! :D
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: CC19 від 11 Листопад 2013, 10:31:41
sportal, опять 25? Ну не знаю я как посчитать для шара, уверен что мои знания по математике по хуже ваших, так что могли бы и помочь, вместо...
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: sportal від 11 Листопад 2013, 19:29:11
sportal, опять 25? Ну не знаю я как посчитать для шара, уверен что мои знания по математике по хуже ваших, так что могли бы и помочь, вместо...

Могу помочь, для начала прочитайте Электрическое сопротивление среды при пространственно распределенных токах (http://www.physbook.ru/index.php/Слободянюк_А.И._Физика_10/11.8)
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: CC19 від 11 Листопад 2013, 22:07:34
Спасибо!
sportal, ну и что получается, сопротивление зависит только от удельного сопротивление среды и размера шариков, и не зависит от расстояния между ними. Согласны?
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: sportal від 11 Листопад 2013, 22:56:35
Почти согласен. Если хотите, выведите точную формулу для сопротивления между шариками с учетом расстояния между ними (не полагая его бесконечно большим) и добавьте еще один шарик с половинным зарядом. Вычисления у вас получатся достаточно сложные и трудоемкие, но вы поймете что законы Ома и Киргофа для разветленных цепей в этом случае неприменимы.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: CC19 від 11 Листопад 2013, 23:22:12
но вы поймете что законы Ома и Киргофа для разветленных цепей в этом случае неприменимы.
Согласен, с этим перегнул
Я же думаю что ток течет во всех направлениях, как по кратчайшему пути, так по максимальному (не зря Китай упоминал), и соответственно в первом случае ток будет максимален, а во втором минимален (возможно какие то иоктоамперы ). Ну а при параллельном соединении этих линий (самой короткой, самой длинной и миллиардов промежуточных линий между ними) и дадут нам ~0 Ом.
В этом случае сопротивление уменьшалось пропорционально увеличению расстояния.
Но ведь изначально я был прав
По теории расстояние не имеет значение (в разумных пределах) так как сопротивление грунта равно нулю :shutup:, участвуют только "сопротивления контуров" повторного + ТП.
Если хотите, выведите точную формулу для сопротивления между шариками с учетом расстояния между ними (не полагая его бесконечно большим) и добавьте еще один шарик с половинным зарядом
Подумаем завтра на свежую голову.

Но знаете что мне кажется, если еще сферы заменить цилиндрами (т.е. единичными вертикальными заземлителями), то получим ~2R, где R-сопротивление единичного вертикального заземлителя, полученное по общепринятым формулам для расчета ЗУ  hmmmm
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 12 Листопад 2013, 01:01:28
 :slap: спросил одних...на свою голову..... Вы вопрос задачи помните?
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: sbal від 12 Листопад 2013, 01:53:59
uksusXIII, не мешай, интрига только закручивается.
Жутко интересно - куда всё Это вырулит.
Надеюсь обойдутся без многаэтажных дифуров и трёхлитровых интегров и окажутся понятными - достопочтённой публике.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: CC19 від 12 Листопад 2013, 08:22:03
  спросил одних...на свою голову..... Вы вопрос задачи помните?
Не спешите, не спешите :). Разберемся с грунтом, вернемся к вашему вопросу :)
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 12 Листопад 2013, 10:11:57
вот еще одна ссылочка для развития темы http://www.physbook.ru/index.php/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D1%8F%D0%BD%D1%8E%D0%BA_%D0%90.%D0%98._%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0_10/18.10 (http://www.physbook.ru/index.php/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D1%8F%D0%BD%D1%8E%D0%BA_%D0%90.%D0%98._%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0_10/18.10)  может поможет
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: CC19 від 13 Листопад 2013, 00:06:12
Вообщем никакой формулы я так и не вывел, но зато погуглил хорошо. Формула для расчета сопротивления между двумя коаксиальными идеально проводящими тонкими цилиндрами (http://exir.ru/3/resh/3_154.htm). Эта же формула применима для определения сопротивления изоляции кабеля (рис.1) ("Электрические кабели, провода и шнуры" под ред. Н.И. Белоруссова изд."Энергия"М.1971г. гл.2-5), она же применима и для расчета сопротивления вертикального заземлителя (Рис.2) (http://narfu.ru/university/library/books/0616.pdf (http://narfu.ru/university/library/books/0616.pdf)). С той лишь разницей что вместо R, взято 4L. А это означает что сопротивление контура которое мы получаем по данной формуле распространяется на участок земли в радиусе 4L от заземлителя (радиус зоны растекания - 4L). Все это касается только единичного вертикального заземлителя!

Итог: если контура ПЗ и ТП располагаются на расстоянии больше чем 4L1+4L2 (где L1 - длина вертикального ПЗ, где L2 - длина вертикального ЗУ ТП), нужно дополнительно плюсовать сопротивление грунта. А значит мое утверждение что сопротивление грунта равно 0 было не верным :(
Прикинул тут: если взять удельное сопротивление грунта 100 Ом*м, то дополнительные 100м дадут - 8 Ом, 500м - 15 Ом.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: sbal від 13 Листопад 2013, 00:38:13
если добавить до кучи проводимость грунтов всяких и разных - вааще интересно станет.
В аспирантуру - самое оно.  ;)
Кстати, если в проводах/кабелях - ляктроны, не к ночи будут помянуты, то в грунтах - чего?
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: CC19 від 13 Листопад 2013, 08:33:06
если добавить до кучи проводимость грунтов всяких и разных - вааще интересно станет.
Но пока-что остановимся на "однородности" :)
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 13 Листопад 2013, 10:28:54
Кажется я нашел направление (с цифрами!) в котором нужно идти http://forca.ru/knigi/oborudovanie/zazemlyayuschie-ustroistva_3.html. (http://forca.ru/knigi/oborudovanie/zazemlyayuschie-ustroistva_3.html.) Особое внимание обратите на пример№2( во вложении выделено САМОЕ ГЛАВНОЕ место)-там показано расчетное удельное сопротивление грунтов(Ом*м) отдельно для вертикальных и горизонтальных электродов заземляющего устройства. Таким образом,имея два контура на определенном расстоянии L друг от друга и зная удельное сопротивление грунтов между ними можно приблизительно рассчитать проводимость(сопротивление) участка грунта между двумя контурами...А сопротивления самих(обеих) заземляющих устройств токам растекания нужно прибавить к полученному сопротивлению грунта между контурами. Вот только вопрос: можно ли в расчете сопротивления грунта рассматривать цепь токов как цепь с двумя параллельными ветвями, то есть сопротивление грунта между контурами должно быть меньше наименьшего сопротивления грунта для одного из контуров(произведение удельного сопротивления грунта на расстояние между контурами)?
Во нагородил  :slap: Самому страшно!  :D
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 13 Листопад 2013, 10:33:20
Кстати, если в проводах/кабелях - ляктроны, не к ночи будут помянуты, то в грунтах - чего?
Те же свободные электроны. Вы думаете в грунтах их нет? Навалом!
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: CC19 від 13 Листопад 2013, 11:17:36
Вот только вопрос: можно ли в расчете сопротивления грунта рассматривать цепь токов как цепь с двумя параллельными ветвями
Нет. Сам на это попался, изучайте ссылку которую дал sportal.
Зависимость не прямолинейная.
то дополнительные 100м дадут - 8 Ом, 500м - 15 Ом.
Т.е. первые 100м дают 8 Ом, следующие 400 - 7 Ом (это частный случай).
Вообщем смотрите до чего я дошел. Берем вертикальный заземлитель L=5м, d=0.02, верхний конец которого на уровне земли (например), удельное сопротивление грунта 100 Ом *м. Сопротивление контура вычислим по формуле:
R=0.366*ро/L*ln(4*L/d)=0.366*100/5*lg(4*5/0.02)=22Ом, Это означает, что сопротивление грунта в радиусе (на расстоянии)
4L=4*5=20м. равно 22Ом. Чтобы узнать сопротивление на расстоянии 100м. Вместо 4L подставьте 100м

Как-то так.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: sbal від 13 Листопад 2013, 11:39:32
Цитата: sbal от Сегодня в 00:38:13
Кстати, если в проводах/кабелях - ляктроны, не к ночи будут помянуты, то в грунтах - чего?
Те же свободные электроны. Вы думаете в грунтах их нет? Навалом!
Ну давай поговорим. Вот у тебя глина. Обожжённая глина - кирпич. Ну и какие "свободные" ляктроны в кирпиче?
Неее, можно канэшна "подать" на кирпич зело крепкое, но тогда получим плазму для начала... 
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 13 Листопад 2013, 11:45:03
Глина,пока ее не превратили в кирпич содержит в себе больше свободных электронов...Влаги то в ней больше.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: sbal від 13 Листопад 2013, 11:52:53
Во, ключевое слово -
...Влаги
.
Чего боишься сказать - вода?
Но в грунте всего разного многа, значит не просто вода , типа дистиллированная, но с солями там.
Вот в машине аккум стоит, в нем электролит. Чего в электролите переносит заряд?
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 13 Листопад 2013, 12:27:50
Теперь мы выяснили,что токи между контурами ПЗ и транса все-таки существуют и проходят они по грунту. Давайте подумаем какую практическую выгоду они нам (энергетикам) могут принести.
1)Можно ли, забив достаточно эффективные (глубинные например) заземлители (до тех слоев грунта,где больше влаги и больше свободных электронов), увеличить проводимость нулевого провода?
2) а можно ли вообще отказаться от нулевого провода(и, например, увеличить сечение фазных в два раза от ТП по ВЛ,за счет бывшего нулевого),а забивать эффективные заземлители-это не будет НОУ ХАУ в энергетике, рожденное на нашем форуме?  ;)  . Так мы можем достаточно эффективно(с малыми затратами!) реконструировать сети 0,4 кВ с глухозаземленной нейтралью,повышая их проводимость. Хотя для работы защитных аппаратов вроде как провод нужен.... Думаю не открою секрет... многие уже знают,что если отрезать вообще нулевой провод у себя на вводе в дом, например на опоре(обесточить катушку напряжения в счетчике) и использовать в качестве нулевого проводника грунт, то можно пользоваться халявным электричеством!  hmmmm) ... По опыту работы в энергонадзоре знаю точно, что потребители пользуются таким нехитрым способом хищения... и (ГЛАВНОЕ!:падение напряжения достаточно не велико для работы бытовых эл.приборов).
 В свое время написал кучу актов на хищение у однофазных потребителей,когда выкручивали нулевую пробку, стоящую перед счетчиком,а питание нулевых проводников после счетчика, брали с контура.
Надо провести эксперименты.
1)выяснить реальное падение напряжения по грунту между контурами(т.е. узнать сопротивление грунта) в любое время года.
2)проверить работу защит при КЗ и перегрузе при полном отказе от нулевого провода.
Кто смелый поучаствовать?
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: sbal від 13 Листопад 2013, 13:01:19
Нет там "свободных" электронов, или точнее, не электроны есть основные "носители заряда". Там ионная проводимость - +Н, или по-физически - протонная проводимость, а протон - "+", электрон - "-". И первый тяжелее второго раз в 2000 на память.
И ещё - грунт - нелинейное "сопротивление".
Начнёшь свою "энергоэффективность" на счётах прикидывать ...
Считай, только учти - будешь иметь дело с "меднолюминеевой" мафией  :D
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 13 Листопад 2013, 13:05:09
2)проверить работу защит при КЗ и перегрузе при полном отказе от нулевого провода.
Написал,а теперь сам думаю: а как проверить защиты? петлю фаза- ноль грунт хрена с два просчитаешь-только мерить нужно.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: CC19 від 13 Листопад 2013, 13:08:00
1)выяснить реальное падение напряжения по грунту между контурами(т.е. узнать сопротивление грунта) в любое время года.
Ну блин uksusXIII, а что я делал на выходных =-0. См.Ответ #75. Ексельку открывали?
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: uksusXIII від 13 Листопад 2013, 13:48:38
Ексельку открывали?
Но вы же эксперимент с батареей проводили! А нам контур хотелось голый иметь для чистоты эксперимента.
Назва: Re: Задачки на мышление из области электротехники.
Відправлено: CC19 від 13 Листопад 2013, 14:03:06
Но вы же эксперимент с батареей проводили!
Нет :) С батареей 5 лет назад было, попробовал и все :). А на выходных через контур (не соединенный с N шиной). Все как положено, см. схему.