Форум проєктувальників електричних та слабострумних мереж

Слабострумні мережі => Пожежна безпека => Пожежна сигналізація => Тема розпочата: ВВ від 15 Березень 2019, 15:11:53

Назва: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: ВВ від 15 Березень 2019, 15:11:53
Разрешено ли на сегодняшний день проектировать в паркинге зарядные устройства для электроавтомобилей? Ситуация следующая: в электоавтомобилях используются аккумуляторные батареи от 365 В и при возгорании такого автомобиля тушить его спринклерным водяным пожаротушением невозможно (поражение током свыше 365 В). Если отключить зарядное устройство при пожаре еще возможно, то как быть с пожаротушением горящего автомобиля ?
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: iop від 18 Березень 2019, 15:14:55
https://www.tesla.com/sites/default/files/downloads/2016_Model_X_Emergency_Response_Guide_en.pdf (https://www.tesla.com/sites/default/files/downloads/2016_Model_X_Emergency_Response_Guide_en.pdf)

"Тесла" рекомендует воду, - около 11356,24 л "It can take approximately 3,000 gallons of water" :). Стр. 21.
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: ВВ від 20 Березень 2019, 15:31:22
Да, на открытых местах тушат водой и охлаждают АБ тем самым. Я говорю о том, разрешено ли размещение электрокаров в паркингах? Или для них хотя бы нужны отдельные локальные помещение с другим видом пожаротушения.
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: rga від 20 Березень 2019, 15:52:17
НАКАЗ 21.01.2015  № 11
http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/z0279-15 (http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/z0279-15)

ПРАВИЛА
пожежної безпеки для підприємств і організацій автомобільного транспорту України

VII. Вимоги пожежної безпеки під час зберігання КТЗ (колісно-транспортних засобів)
6. У місцях зберігання КТЗ не допускається:
7) заряджати акумулятори безпосередньо на КТЗ;

VIII. Вимоги пожежної безпеки під час здійснення ремонту та обслуговування КТЗ
3. Роботи з акумуляторними батареями
1. Заряджати акумуляторні батареї слід у приміщеннях, ізольованих від інших протипожежними стінками (перешкодами) з входом через тамбур-шлюзи. Виконувати інші роботи в цих приміщеннях забороняється.

Ну и т.д. Дальше посмотрите сами.
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: rga від 20 Березень 2019, 15:56:44
Ну и насчет тушения зарядной надо смотреть пп. 11.10.1-4 Таблицы А.2 и раздел 12 Таблицы А.1 ДБ:Н В.2.5-56
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: iop від 20 Березень 2019, 16:37:10
Да, на открытых местах тушат водой и охлаждают АБ тем самым. Я говорю о том, разрешено ли размещение электрокаров в паркингах? Или для них хотя бы нужны отдельные локальные помещение с другим видом пожаротушения.
С каким видом другим?
"If water is not immediately available, use dry chemicals, CO2, foam, or another typical fire-extinguishing agent to fight the fire until water is available"
Там же сказано - это только когда горит батарея, в остальных случаях  - стандартные средства (может спринклер сможет потушить авто до возгорания батареи?) , считать, что весь автомобиль находится под напряжением, взрыв газа в баллонах подушек и другое.


Пока, я не встречал особых требований. Будут инциденты - напишут нормы, наверное. Они, и по статистике, реже горят. Загуглил по Киеву - целый список подземных паркингов в разных ТРЦ с зарядками.
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: ВВ від 29 Березень 2019, 15:14:16
С каким видом другим?
"If water is not immediately available, use dry chemicals, CO2, foam, or another typical fire-extinguishing agent to fight the fire until water is available"
Там же сказано - это только когда горит батарея, в остальных случаях  - стандартные средства (может спринклер сможет потушить авто до возгорания батареи?) , считать, что весь автомобиль находится под напряжением, взрыв газа в баллонах подушек и другое.

/Эти фотографии не нормы для меня. В нашей стране можно все воссоздать. Только если будет гореть электроавтомобиль прогорает изоляция и происходит пробой в 365 В и при водяном пожаротушении люди на пути эвакуации попадают под напряжение. Ранее в нормах возможно было устанавливать розетки в паркингах для уборочных механизмов, а на сегодняшний день возле ворот розетка для пожарных подразделений. 

Так же ДБН В.2.3-15_2007 предназначен для проектирования "....Норми встановлюють основні положення та вимоги до об'ємно-планувальних рішень, а також до інженерного обладнання автостоянок і гаражів, які призначені для постійного та тимчасового зберігання легкових автомобілів та інших мототранспорт-них засобів (далі автомобілів) з двигунами, що працюють на бензині та дизельному паливі." сразу возникает вопрос на каком основании на фото установлены зарядные устройства? Так же аккумуляторные батареи взрывоопасны.

 


Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: ВВ від 29 Березень 2019, 15:53:46
НАКАЗ 21.01.2015  № 11
[url]http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/z0279-15[/url] ([url]http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/z0279-15[/url])


Спасибо
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: Андрюха РЗА від 29 Березень 2019, 17:19:26
НАКАЗ 21.01.2015  № 11
[url]http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/z0279-15[/url] ([url]http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/z0279-15[/url])

ПРАВИЛА
пожежної безпеки для підприємств і організацій автомобільного транспорту України

Чуток позанудствую. Парочка дилетантских !!! вопросов:
1. А распространяются ли эти нормы на паркинги в ТРЦ или жилых комплексах?  Как бы ни то, ни другое не являются предприятиями автотранспорта.
2. Ну и сдается мне что зарядка аккумулятора в электромобиле и зарядка аккумулятора в автомобиле на бензине/дизеле это 2 совсем разных процесса с точки зрения пожарной безопасности.
 
Просто как для меня, то зарядка электромобиля отличается от зарядки например мобильного телефона исключительно емкостью аккумулятора и соответственной мощностью зарядного устройства. Или в паркинге уже и мобильник зарядить нельзя с точки зрения пожбезопасности?
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: ВВ від 29 Березень 2019, 17:46:15
Паркинги проектируют в жилых домах и ТРЦ на основании ДБН В.2.3-15_2007 который регламентирует нормы для "....Норми встановлюють основні положення та вимоги до об'ємно-планувальних рішень, а також до інженерного обладнання автостоянок і гаражів, які призначені для постійного та тимчасового зберігання легкових автомобілів та інших мототранспорт-них засобів (далі автомобілів) з двигунами, що працюють на бензині та дизельному паливі." 

О каких электромобилях в паркингах идет вообще речь?  Кто разрешает (какой норматив) проектировать паркинги для автомобилей с газовыми установками и электро?
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: ВВ від 29 Березень 2019, 17:50:45
Или в паркинге уже и мобильник зарядить нельзя с точки зрения пожбезопасности?

ну посчитай ампераж с учетом сопротивления тела своего и какой ток проходит от мобильной зарядки... ну и сравни с током от 365 В постоянного тока от аккумулятора електромобиля.
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: ВВ від 29 Березень 2019, 17:53:23
и речь не о пожбезопасности, а электробезопасности в случае повреждения изоляции во время пожара и тушения водой!
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: Андрюха РЗА від 29 Березень 2019, 17:54:09
ВВ, А какое отношение имеет ампераж к пожарной безопасности?
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: Андрюха РЗА від 29 Березень 2019, 17:56:22
Я задал вопрос в том аспекте, что в обычном автомобиле есть горючая жидкость - бензин/солярка, а в электромобиле их нет.
Поэтому и задаю вопрос: корректно  ли распространять нормы для аккумуляторов автомобилей с ДВЗ на электромобили.
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: Сугор від 29 Березень 2019, 18:42:00
Андрюха РЗА, ВВ в какой-то мере прав
VII. Вимоги пожежної безпеки під час зберігання КТЗ (колісно-транспортних засобів)
6. У місцях зберігання КТЗ не допускається:
7) заряджати акумулятори безпосередньо на КТЗ;
Но, когда писались эти нормы АКБ содержали электролит и при зарядке выделялся водород, и поэтому помещения зарядки АКБ относились к взрывоопасным помещениям.ВВ, а почему акки должны загораться? Есть статистика возгорания АКБ? Акки находятся под днищем и как-то не страдают от атмосферной влаги (дождь, брызги из под колес), т.е. вода из спринклеров не должна попадать на АКБ 
если будет гореть электроавтомобиль прогорает изоляция и происходит пробой в 365 В и при водяном пожаротушении люди на пути эвакуации попадают под напряжение
Каким образом? При К.З. ток будет течь от + к - (или наоборот, уже не помню :D ). Любая АКБ это набор последовательно соединенных батарей 1,5В. По идее в любой электрической цепи должен стоять аппарат защиты, который должен сработать при увеличении тока выше допустимого.
А как быть со светильниками? ведь они тоже могут загореться?
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: IgorS від 30 Березень 2019, 08:01:24
поражение током свыше 365 В
Яким чином?
Щоб попасти під напругу 365 В треба  "взятися" за два виводи батареї одночасно!
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: ВВ від 01 Квітень 2019, 09:29:56
согласно п. 5.6 ДБН В.2.5-56:2014  мы выбираем вид огнетущащего вещества.. и что тушить и какие последствия на наших плечах..поэтому я говорю, что нет норм регламентирующих установку электроавтомобилей в паркингах и следовательно я имею право применить водяное пожаротушение и да это не моя головная боль если там разместят электроавтомобиль.. но я знаю, что он там будет и не один. я знаю, что защита срабатывает только в тесла по отключению кабеля от аккумуляторной батареи и то в случае механической аварии...по аналогии с подушками безопасности механически происходит отрыв кабеля от АБ. В других электроавтомобилях такой защиты нет.  Меня интересует сам кабель который не огнестойкий и может выдать пробой на корпус при тушении водой... ладно тему можно закрывать и не рассуждать.. в интернете пишут, что будет выходить ДБН для электроавтомобилей..значит моя осторожность имеет смысл.  В европе знаю, в паркингах выделяют отдельное помещение для размещения электроавтомобялей, и там же устанавливают зарядные устройства.  Всем спасибо.
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: ВВ від 01 Квітень 2019, 09:35:12
Если б АБ не была так опасна то б на ее тушение не выделяли бы 12 тонн воды согласно паспорту тесла..и на складах где хранят поврежденные и потушенные АБ заново б не возгорали.
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: diden від 01 Квітень 2019, 09:40:06
согласно п. 5.6 ДБН В.2.5-56:2014  мы выбираем вид огнетущащего вещества.. и что тушить и какие последствия на наших плечах..поэтому я говорю, что нет норм регламентирующих установку электроавтомобилей в паркингах и следовательно я имею право применить водяное пожаротушение и да это не моя головная боль если там разместят электроавтомобиль.. но я знаю, что он там будет и не один. я знаю, что защита срабатывает только в тесла по отключению кабеля от аккумуляторной батареи и то в случае механической аварии...по аналогии с подушками безопасности механически происходит отрыв кабеля от АБ. В других электроавтомобилях такой защиты нет.  Меня интересует сам кабель который не огнестойкий и может выдать пробой на корпус при тушении водой... ладно тему можно закрывать и не рассуждать.. в интернете пишут, что будет выходить ДБН для электроавтомобилей..значит моя осторожность имеет смысл.  В европе знаю, в паркингах выделяют отдельное помещение для размещения электроавтомобялей, и там же устанавливают зарядные устройства.  Всем спасибо.
не знаю как зарядные для электромобилей, но для зарядных камер электровозов в подземных выработках угольных шахт мы проектировали и устанавливали модульные установки порошкового пожаротушения (локальные над каждым зарядным устройством)
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: rga від 01 Квітень 2019, 09:40:53
огласно п. 5.6 ДБН В.2.5-56:2014  мы выбираем вид огнетущащего вещества.. и что тушить и какие последствия на наших плечах..поэтому я говорю, что нет норм регламентирующих установку электроавтомобилей в паркингах и следовательно я имею право применить водяное пожаротушение
ДБН В.2.5-56
5.4   Необхідність обладнання СПЗ об'єктів, що не вказані в цих будівельних нормах або мають відхилення від чинних нормативних документів, повинна визначатись на підставі науково-технічного обґрунтування, індивідуальних технічних вимог, концепції протипожежного захисту згідно з розділом 4 ДБН В. 1.2-7.
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: rga від 01 Квітень 2019, 09:47:54
Чуток позанудствую. Парочка дилетантских !!! вопросов:
1. А распространяются ли эти нормы на паркинги в ТРЦ или жилых комплексах?  Как бы ни то, ни другое не являются предприятиями автотранспорта.
По смыслу, да. Вроде как не являются. Но ничего другого нет, а по факту (хранение автотранспорта в помещении) разницы нет.
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: Сугор від 01 Квітень 2019, 11:07:23
выбираем вид огнетущащего вещества
Вот интересно, почему проблема тушения водой встает только для АКБ? В зданиях с АУПТ есть куча электрооборудования с низким ІР по воде, в первую очередь это светильники и розетки, а при возникновении пожара автоматически отключается только вентиляция. Встречал проекты в которых запотолочное пространство тушилось водой, т.е. если загорятся кабели, то тушить будут водой, не знаю как на счет безопасности людей, меня больше интересует другой вопрос как долго будут работать насосы после того как струя воды попадет на оголенный провод под напряжением?
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: rga від 01 Квітень 2019, 11:57:23
меня больше интересует другой вопрос как долго будут работать насосы после того как струя воды попадет на оголенный провод под напряжением?
Интересно, и впрямь. Вообще-то, трубы землят в обязательном порядке. Это спасет насосы?
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: Сугор від 01 Квітень 2019, 12:36:03
Это спасет насосы?

ах, если бы я это знал... Но если это спасает насосы и не несет опасности для людей, то я не вижу проблемы в тушении электрокаров водой. Если в АКБ происходит к.з. которое приводит к возгоранию, то, по идее, во время к.з. батарея должна полностью разрядится, т.е. вся энергия батареи уйдет в тепло.
И еще один момент - для того чтобы сработал спринклер вокруг него должна быть определенная температура, сомневаюсь что закороченый аккумулятор который находится почти у самого пола сможет нагреть спринклер находящийся под потолком до такой температуры чтобы он сработал. И на сколько я знаю в паркингах по мимо АУПТ должны быть еще и огнетушители...
http://ohranatruda.in.ua/pages/5214/ (http://ohranatruda.in.ua/pages/5214/)
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: rga від 01 Квітень 2019, 13:35:50
Но если это спасает насосы и не несет опасности для людей, то я не вижу проблемы в тушении электрокаров водой.
Насколько я понимаю, основная опасность именно в этом.
Если спринклер над электромобилем вскрылся, то машинка уже явно горит. Не знаю, как там закрыт аккумулятор, но если не закрыт, то - да, добавит к пожару немного тепла и сгорит быстрее.
Но если машина подключена к зарядке, а ее полить водой (пусть спринклер вскрылся от соседней или над соседней, или случайно лопнул?) , что будет? Среднестатестический человек кинется хвататься за свою мокрую машину, поливаемую сверху, в попытках ее спасти. Что будет с человеком?
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: Сугор від 01 Квітень 2019, 14:16:53
Но если машина подключена к зарядке, а ее полить водой
На сколько я понимаю зарядки имеют хорошую защиту по воде (их даже устанавливают на улице под открытым небом), поэтому, я думаю, что попадание воды в само зарядное исключено. В самом же зарядном должна быть какая-то защита... Что касается акка то при к.з. ток будет течь либо непосредственно внутри батареи при повреждении изоляции между положительным и отрицательным элементом либо по инородному элементу который непонятно каким образом может попасть на выходные клеммы акка. Для прохождения тока нужно соблюсти 2 условия - иметь разность потенциалов и замкнутую цепь. Разность потенциалов мы имеем на клемах акка, а замкнутую цепь мы можем получить только если соединим эти полюса, т.е. чтобы чела стукнуло током он должен ухватится за какие-либо токопроводящие детали присоединенные к разным полюсам.  Акки стоят на всех автомобилях и пусть они не тяговые а меньшей мощности, меньшего напряжения и служат для других целей, но почему-то тушение автомобилей раньше не вызывало проблем
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: ВВ від 01 Квітень 2019, 17:16:32
ДБН В.2.5-56
5.4   Необхідність обладнання СПЗ об'єктів, що не вказані в цих будівельних нормах або мають відхилення від чинних нормативних документів, повинна визначатись на підставі науково-технічного обґрунтування, індивідуальних технічних вимог, концепції протипожежного захисту згідно з розділом 4 ДБН В. 1.2-7.

Отклонений нет так как я проектирую пожаротушение по ДБН В.2.3-15_2007  и он не предназначен для проектирования паркингов с размещением электроавтомобилей. 
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: ВВ від 01 Квітень 2019, 17:18:40
Вот интересно, почему проблема тушения водой встает только для АКБ? В зданиях с АУПТ есть куча электрооборудования с низким ІР по воде, в первую очередь это светильники и розетки, а при возникновении пожара автоматически отключается только вентиляция. Встречал проекты в которых запотолочное пространство тушилось водой, т.е. если загорятся кабели, то тушить будут водой, не знаю как на счет безопасности людей, меня больше интересует другой вопрос как долго будут работать насосы после того как струя воды попадет на оголенный провод под напряжением?


где это в паркинге низкое IP ? светильники от круговых брызг минимум защищены..розетки? какие? нет норм которые разрешают устанавливать розетки для уборочных машин..кабели огнестойкие..уж тем более для насосной станции пожаротушения.
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: ВВ від 01 Квітень 2019, 17:22:47
Еще раз повторю на сегодняшний день нет разрешающего норматива по установкам зарядных устройств в паркингах..и даже на автозаправках..хотя мы видим их постоянно и все чаще. 
Так же в паркинге "Будинки    гаражів    та    приміщення    для    зберігання    автомобілів    щодо вибухопожежної  і   пожежної  небезпеки  згідно  з  НАПБ   Б.07.005   відносяться  до
категорії В. " о каких ЗАРЯДНЫХ УСТРОЙСТВАХ идет речь с категорией В.
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: ВВ від 01 Квітень 2019, 17:32:31
Не особо пожарные подходят к Тесла
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: ВВ від 01 Квітень 2019, 17:33:50
Повторное возгорание аккумуляторной батареи
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: ВВ від 01 Квітень 2019, 17:35:11
Еще одна Тесла
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: ВВ від 01 Квітень 2019, 17:40:00
у пожарных нет еще методики тушения электроавтомобилей.. которые рассматриваем как те которые попали в ДТП...а при повторном возгорании АБ в паркинге какая система пожаротушения должна потушить его вновь ?!
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: Сугор від 01 Квітень 2019, 17:47:44
светильники от круговых брызг минимум защищены

Какой класс пожароопасности в паркинге?
ДНАОП 0.00-1.32-01ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК
Таблица 5.3. Минимальная степень защиты светильников в зависимости от класса
пожароопасной зоны
Для любых классов минимальный уровень защиты - ІРХ3. Возможно это достаточная защита от попадания воды при тушении, но, еще раз повторюсь, акки находятся в герметическом корпусе под днищем автомобиля который может преодолевать лужи глубиной до 60см https://www.youtube.com/watch?v=CvTia4ATGZs (https://www.youtube.com/watch?v=CvTia4ATGZs) да и на автомойках ничего не коротит
нет норм которые разрешают устанавливать розетки

А какие нормы запрещают установку розеток?
кабели огнестойкие..уж тем более для насосной станции пожаротушения

Не понял о чем речь?
у пожарных нет еще методики тушения электроавтомобилей..

ВВ, если Вы даете какуюто информацию, то немешало бы давать и ссылку на источник https://www.autocentre.ua/news/kakie-skrytye-opasnosti-tayat-v-sebe-elektromobili-451888.html (https://www.autocentre.ua/news/kakie-skrytye-opasnosti-tayat-v-sebe-elektromobili-451888.html)
Quote (selected)
Сгоревший BMW i3, залитый пожарной пеной: спасателям нужно знать устройство батареи, и электрической системы автомобиля при выборе средства пожаротушения

т.е. пеной заливать можно?
Quote (selected)
Иногда попавший в аварию и сгоревший электромобиль, отвезенный на свалку или стоянку, без видимых причин начинает вновь загораться. И это может происходить не раз, и не два.

Как повторно может гореть то что уже сгорело?
Quote (selected)
Так, в первую очередь для тушения и профилактики повторного самовозгорания батареи ее требуется быстро и эффективно охладить. Лучше всего это сделать путем заливки аварийного транспорта большим количеством воды.

Т.е. заливать водой можно и нужно?
Ссылки на статьи с которых были взяты фото
https://www.zerohedge.com/news/2017-10-18/tesla-model-s-burns-down-after-accident-austria (https://www.zerohedge.com/news/2017-10-18/tesla-model-s-burns-down-after-accident-austria)
http://mk-london.co.uk/news/u6525/2017/07/09/17469 (http://mk-london.co.uk/news/u6525/2017/07/09/17469)
https://www.fvn.no/nyheter/lokalt/i/10oll/Kortslutning-var-arsak-til-Tesla-brannen---vet-ikke-hvorfor-det-skjedde (https://www.fvn.no/nyheter/lokalt/i/10oll/Kortslutning-var-arsak-til-Tesla-brannen---vet-ikke-hvorfor-det-skjedde)
https://www.fvn.no/nyheter/lokalt/i/Wygpr/Sender-utbrent-Tesla-til-California (https://www.fvn.no/nyheter/lokalt/i/Wygpr/Sender-utbrent-Tesla-til-California)
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: rga від 02 Квітень 2019, 17:05:07
Отклонений нет так как я проектирую пожаротушение по ДБН В.2.3-15_2007  и он не предназначен для проектирования паркингов с размещением электроавтомобилей.
В этом и отклонение, что проектируете то, чего нет в ДБН.
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: Сугор від 02 Квітень 2019, 17:52:20
Коллеги, я немного запутался, что мы обсуждаем, в чем проблема? Давайте начнем сначала :D
ДБН В.2.3-15:2007 Автостоянки і гаражі для легкових автомобілів
Quote (selected)
1 СФЕРА ЗАСТОСУВАННЯ
Норми встановлюють основні положення та вимоги до об'ємно-планувальних рішень, а також до інженерного обладнання автостоянок і гаражів, які призначені для постійного та тимчасового зберігання легкових автомобілів та інших мототранспортних засобів (далі автомобілів) з двигунами, що працюють на бензині та дизельному паливі.
Норми не поширюються на будинки, споруди та приміщення для зберігання легкових автомобілів з двигунами, що працюють на стисненому природному газі
(СПГ) та зрідженому вуглеводневому газі (ЗВГ), автобусів і вантажних автомобілів, проектування яких здійснюється згідно з вимогами ВСН 01, ВНТП-СГіП-46-16 та
інших нормативних документів.
Рішення, які не передбачені даними Нормами або вимушені відхилення від них, допускається приймати з урахуванням відповідних обґрунтувань за узгодженням з
відповідними органами державного нагляду та замовника.
Про электрокары - ни слова, но из вышесказаного получается, что авто на СПГ нельзя оставлять в паркингах
Quote (selected)
Електропостачання та електрообладнання гаражів
8.41 Електропостачання та електрообладнання гаражів повинні проектуватися відповідно до вимог ДБН В.2.5-23, ПУЕ, ДНАОП 0.00-1.32 і цих Норм.
Ни один из вышеперечисленных документов не запрещает установку зарядных устройств, розеток или другого электрооборудования в паркингах. Эти документы регламентируют требования к оборудованию которое устанавливается в пожароопасных зонах.
Единственным перепятствием для установки зарядных устройств может быть
VII. Вимоги пожежної безпеки під час зберігання КТЗ (колісно-транспортних засобів)
6. У місцях зберігання КТЗ не допускається:
7) заряджати акумулятори безпосередньо на КТЗ;
но т.к. паркинги в жилых и общественных зданиях не относятся к АТП, а запрет касался в основном старых АКБ с электролитом, то данный вопрос должен решатся при написании концепции разделов противопожарных разделов
Quote (selected)
Рішення, які не передбачені даними Нормами або вимушені відхилення від них, допускається приймати з урахуванням відповідних обґрунтувань за узгодженням з
відповідними органами державного нагляду та замовника.
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: ВВ від 02 Квітень 2019, 17:55:35
Давай и зоопарк в паркингах размещать! Не запрещено ведь. 
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: Сугор від 02 Квітень 2019, 20:32:56
Не запрещено ведь.
На сколько я понимаю, зоопарки регламентируются другими нормами, и животных разместить в паркинге как раз не получится или тогда это будет называться не паркинг :D
Что касается зарядки электрокаров, по моему, проблема решена уже достаточно давно... в крупных строительных маркетах используются электропогрузчики, заряжаются они от розеток расположенных практически в торговом зале, "помещение" зарядки отгорожено от зала стеллажом
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: ВВ від 03 Квітень 2019, 10:46:22
На сколько я понимаю, зоопарки регламентируются другими нормами,

так почему не понимаешь, что паркинги для электроавтомобилей так же должны регламентироваться другими нормами или измененным ДБН по паркингам?!
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: ВВ від 03 Квітень 2019, 10:47:48
заряжаются они от розеток расположенных практически в торговом зале

в ДБН В.2.5-23_2010 описуют где и как устанавливать розетки.
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: ВВ від 03 Квітень 2019, 10:50:55
В этом и отклонение, что проектируете то, чего нет в ДБН.

это у архитекторов отклонение но не у пожарных. Тушить водой я имею право..дело в другом на каком основании там электроавтомобиль.  Ну и для электриков на каком основании в категории В ставят зарядные устройства, а если просто розетки то на какие нужды там розетки при согласовании ТУ в Киевэнерго и на какую мощность.
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: ВВ від 03 Квітень 2019, 10:52:02
ну да и счетчик учета нужно поставить..ибо сосед по парковке на бензине скажет какого хрена он энергию тратит общедомовую.
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: rga від 03 Квітень 2019, 11:27:17
дело в другом на каком основании там электроавтомобиль.
Вот и задайте вопрос архитекторам.
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: Сугор від 03 Квітень 2019, 12:24:56
в ДБН В.2.5-23_2010 описуют где и как устанавливать розетки.

ВВ, а можно конкретную цитату, в которой есть запрет на установку розеток в паркинге
паркинги для электроавтомобилей так же должны регламентироваться другими нормами или измененным ДБН по паркингам?!

а почему тебя не смущает то что в паркингах для авто на бензине и дизеле оставляют авто на газу? Ведь гаражи для газовых авто должны выполняться по другим нормам
дело в другом на каком основании там электроавтомобиль

Ну  hmmmm по моему, это проблема заказчика и архитекторов
Ну и для электриков на каком основании в категории В ставят зарядные устройства

А есть запрет? Еще раз повторюсь ДНАОП 0.00-1.32 регламентирует требования к оборудованию которое устанавливается в пожароопасных зонах
а если просто розетки то на какие нужды там розетки при согласовании ТУ в Киевэнерго и на какую мощность.

А это здесь причем? Какая разница для "тушенцев" какие розетки, на какую мощность и для каких целей устанавливаются в паркинге или в любом другом помещении? Что касается процедуры "согласования ТУ в Киевэнерго", то никто ничего не согласовывает, в КЭ подается опросный лист на основании которого КЭ выдает ТУ на подключение к сетям, в котором указывается разрешенная мощность и какие работы необходимо выполнить
ну да и счетчик учета нужно поставить..ибо сосед по парковке на бензине скажет какого хрена он энергию тратит общедомовую.

Ну и опять же это не проблема "тушенцев". И в чем проблема поставить отдельный счетчик? Если интересно то зарядные устройства обсуждались здесь http://eom.com.ua/index.php/topic,27098.msg181156.html#new (http://eom.com.ua/index.php/topic,27098.msg181156.html#new)
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: ВВ від 03 Квітень 2019, 17:11:00
а почему тебя не смущает то что в паркингах для авто на бензине и дизеле оставляют авто на газу? Ведь гаражи для газовых авто должны выполняться по другим нормам

Странно, что тебя не смущает тот факт, что нет заправки газовой в паркинге. А для нее и пару розеток заодно.
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: ВВ від 03 Квітень 2019, 17:23:54
а можно конкретную цитату, в которой есть запрет на установку розеток в паркинге

с наружи жилых домов так же установишь розетки? по всему периметру например..захотел подъехал к парадному и подключил пылесос например, или зарядил заодно свой электроавтомобиль..может и минимойку подключим? Кто нам запрещает ставить розетки снаружи..от влаги есть защита.
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: Сугор від 03 Квітень 2019, 19:02:14
Странно, что тебя не смущает тот факт, что нет заправки газовой в паркинге.
а при чем здесь газовая заправка?
ДБН В.2.3-15:2007 Автостоянки і гаражі для легкових автомобілів
Quote (selected)
1 СФЕРА ЗАСТОСУВАННЯ
...
Норми не поширюються на будинки, споруди та приміщення для зберігання легкових автомобілів з двигунами, що працюють на стисненому природному газі(СПГ) та зрідженому вуглеводневому газі (ЗВГ), автобусів і вантажних автомобілів, проектування яких здійснюється згідно з вимогами ВСН 01, ВНТП-СГіП-46-16 та інших нормативних документів.
Если честно, то не читал этих документов, но, на сколько я понимаю, для помещений в которых хранятся автомобили на СПГ предъявляются другие требования, возможно помещения для автомобилей с СПГ являются взрывоопасными со всеми вытекающими последствиями, и тогда в этих помещениях электрооборудование должно иметь соответствующее исполнение, и. скорее всего, те зарядные станции которые присутствуют на рынке ставить нельзя, или необходимо выполнить определенные мероприятия которые предотвращали бы образование газовоздушных смесей взрывоопасной концентрации, но это уже проблема технологов, которые рассчитывают категорию помещений и ОВешников
Если не затруднит, скажи, что конкретно тебя смущает в наличии в паркинге зарядных устройств и розеток, если они соответствуют требованиям ДНАОП 0.00-1.32?
Контейнер с АКБ в электрокаре находится под днищем в герметичном корпусе, зарядное и(или) розетка имеют степень защиты не ниже IP44
с наружи жилых домов так же установишь розетки?
а в чем проблема? и какое отношения к тушению паркинга имеют розетки установленные на улице?
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: ivk від 09 Квітень 2019, 15:00:30
Отклонений нет так как я проектирую пожаротушение по ДБН В.2.3-15_2007  и он не предназначен для проектирования паркингов с размещением электроавтомобилей.

Теперь уже предназначен. Смотри изменения №2, вводятся с 1.07.2019 (см. сайт минрегиона).
Правда каких либо специальных изменений либо уточнений по инженерным и противопожарным системам гаража касательно электромобилей, в ДБН В.2.3-15 не появилось.
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: ВВ від 10 Квітень 2019, 09:20:31
Теперь уже предназначен. Смотри изменения №2, вводятся с 1.07.2019 (см. сайт минрегиона).
Правда каких либо специальных изменений либо уточнений по инженерным и противопожарным системам гаража касательно электромобилей, в ДБН В.2.3-15 не появилось.

Еще неизвестно, что будет описано. Может это будет касаться только открытых автостоянок и парковок, а не паркингов. Посмотрим. 
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: ВВ від 10 Квітень 2019, 09:22:23
Как видно.
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: ivk від 10 Квітень 2019, 11:01:59
Еще неизвестно, что будет описано. Может это будет касаться только открытых автостоянок и парковок, а не паркингов. Посмотрим. 
Все известно. Читайте не рекламные слайды, а текст изменений. Это касается и парковок и гаражей.
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: Юрий від 10 Квітень 2019, 11:04:36
ivk, а можно текст Изм. 2 в студию?
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: ivk від 10 Квітень 2019, 11:06:47
Так вроде указал - на всем известной странице минрегиона.
http://www.minregion.gov.ua/napryamki-diyalnosti/building/tech-reg/normuvannia/derzhavni-ta-galuzevi-budivelni-normi/derzhavni-ta-galuzevi-budivelni-normi-2/ (http://www.minregion.gov.ua/napryamki-diyalnosti/building/tech-reg/normuvannia/derzhavni-ta-galuzevi-budivelni-normi/derzhavni-ta-galuzevi-budivelni-normi-2/)
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: ВВ від 10 Квітень 2019, 14:35:19
Спасибо почитаю.
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: ВВ від 23 Квітень 2019, 09:55:59
!
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: Сугор від 23 Квітень 2019, 10:47:39
ВВ, замечание, в принципе, резонное... но разве не взрываются газовые баллоны? И, если, теоретически, запретить въезд в паркинг электрокаров можно, то авто на СПГ визуально от других машин с ДВЗ ничем не отличаются, а, на сколько я понимаю, проектируемые паркинги не предназначены для хранения автомобилей на СПГ. И я по прежнему не понимаю в чем проблема? Ты не знаешь как тушить? Ну представь себе ситуацию, что решение установить зарядные станции было принято после того как было смонтировано пожаротушение.... На сколько я знаю, АУПТ реагирует на определенную температуру и вне зависимости авто с каким двигателем будет гореть спасти его не получится, если на видео не ускоренный просмотр, то АУПТ все равно не сработала бы сразу
Я не разбираюсь в автомобилях, но, по моему это не электрокары
 https://www.youtube.com/watch?v=Ce27tTJgWrg (https://www.youtube.com/watch?v=Ce27tTJgWrg)
https://www.youtube.com/watch?v=p2BeFe9gLE4 (https://www.youtube.com/watch?v=p2BeFe9gLE4)
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: ВВ від 25 Квітень 2019, 12:37:21
Просто нормы пишутся опять через ЖОПУ!  Впихнули фразу должно быть предусмотрено 5% паркомест для электроавтомобилей, а как и что для этого нужно не описали. Пусть проектировщики ломают голову.
 Пусть в будущем повзрываются авто и введут изменения 1,2, 3 и т.д.  Короче кровью пишутся нормы. Не хотят думать. Удовлетворяют хотелки только богатых.  А газ так же опасен. Кто разрезает в паркинге ставить авто на газу? Пусть смотрит охрана паркинга кто въезжает..пусть соседи по месту беспокоятся кто ставит возле их авто ставит взрывоопасную установку...
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: Андрюха РЗА від 25 Квітень 2019, 15:02:26
Пусть смотрит охрана паркинга кто въезжает
.
А каким образом охрана это вычислит?
Вот у меня на машине например стоит газ, а заправочная горловина выведена в лючок рядом с горловиной бензобака. Не открывая машину определить что у меня газ невозможно в принципе.
И вопрос №2: а что газ более взрывоопасен чем бензино-воздушная смесь? терзают меня смутные сомнения по этому поводу.
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: diden від 25 Квітень 2019, 16:05:24
И вопрос №2: а что газ более взрывоопасен чем бензино-воздушная смесь? терзают меня смутные сомнения по этому поводу.
Сосуд под давлением, в первую очередь.
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: Сугор від 25 Квітень 2019, 21:54:56
а что газ более взрывоопасен чем бензино-воздушная смесь?
Андрюха РЗА, конечно, ибо газ даже находясь в жидком состоянии начинает испаряться при других условиях, и, на сколько я понимаю, у "паров" сжиженого газа и паров бензина разные вес и плотность что-то тяжелее воздуха, что-то легче, разные температуры испарения, и, если в системе где-то нарушилась герметичность, то в случае с бензином натечет лужица которая будет испарятся, а в случае с СПГ лужицы не будет и "протечку", в лучшем случае, можно будет определить только по запаху. С другой стороны если в паркинге загорится автомобиль (неважно какой), то АУПТ сработает тогда когда начнут гореть соседние, на сколько я понимаю, АУПТ нужно для того чтобы сохранить несущую способность конструкций, в прочем, могу ошибаться
Короче кровью пишутся нормы.
Ну, примерно именно так и происходит. Опыт эксплуатации авто на бензине и ДТ более 100лет, СПГ - лет 40-50 (не более), а еще были авто на дровах  :), а электокары на литиевых батареях появились лет 5 назад, не удивительно, что опыт еще не накоплен
Просто нормы пишутся опять через ЖОПУ!
ВВ, а вот с этим я согласен, впрочем, последние лет 20-25 они только так и пишутся
офф-топ
сегодня был на семинаре по оповещению, представитель производителя предложил подключать оповещатели (динамики) петлей не огнестойким кабелем... на вопрос: "а как же огнестойкость?" сказал, что везде в мире на это уже давно ЗАБИЛИ
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: 3oloS від 26 Квітень 2019, 08:18:11
offtop:
Сугор, так а чего "ЖОПА" лишний раз упомянул, а наименование производителя, представитель которого такое предлагает, не написал?
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: Сугор від 26 Квітень 2019, 10:18:11
ZoloS, что касается производителя, то подключать динамики "петлей" предлагал БОШ. А про жопу писал не я, но по сути согласен. И если во всем мире нормы пишут в угоду производителям для повышения продаж, то логику отечественных норм порой понять очень сложно
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: rga від 26 Квітень 2019, 12:46:45
офф-топ
сегодня был на семинаре по оповещению, представитель производителя предложил подключать оповещатели (динамики) петлей не огнестойким кабелем... на вопрос: "а как же огнестойкость?" сказал, что везде в мире на это уже давно ЗАБИЛИ
Логика здесь есть. Нормы исходят из одиночной неисправности. Если кабель петли перегорает в одном сесте, то петля распадается на два радиальных и вполне работоспособных шлейфа. Правда, экономия за счет обычного кабеля здесь сомнительная, поскольку стоимость такой системы выше.
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: Сбал від 27 Квітень 2019, 17:45:42
офф-топ
сегодня был на семинаре по оповещению, представитель производителя предложил подключать оповещатели (динамики) петлей не огнестойким кабелем... на вопрос: "а как же огнестойкость?" сказал, что везде в мире на это уже давно ЗАБИЛИ
Логика здесь есть. Нормы исходят из одиночной неисправности. Если кабель петли перегорает в одном сесте, то петля распадается на два радиальных и вполне работоспособных шлейфа. Правда, экономия за счет обычного кабеля здесь сомнительная, поскольку стоимость такой системы выше.

Логика всего лишь инструмент, всё зависит от исходного.
Поясню на другом примере попроще, в своё время у меня была дискуссия на тему отвода от огнестойкой коробки на оповещатель неогнестойким. Мой довод: неогнестойкий горя доставляет источник огня/температуры к/в коробку, яки бикфордов шнур (разпространение в том числе через стену/ограждение). Мой вопрос: оно надо ради копеечной экономии? повис и остался без ответа.
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: Сугор від 27 Квітень 2019, 20:49:17
офф-топ захотелось потрындеть с Сбалом
всё зависит от исходного.
ну да... допустимая температура кабеля ВВГ - 60оС (ПУЭ), 70оС (ГОСТ), температура срабатывания спринклера, если я не ошибаюсь, что-то около 70оС не более чем через 300с, вопрос: зачем в помещении оборудованном АУПТ огнестойкие кабели?
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: Сбал від 30 Квітень 2019, 23:23:05
офф-топ захотелось потрындеть с Сбалом
всё зависит от исходного.
ну да... допустимая температура кабеля ВВГ - 60оС (ПУЭ), 70оС (ГОСТ), температура срабатывания спринклера, если я не ошибаюсь, что-то около 70оС не более чем через 300с, вопрос: зачем в помещении оборудованном АУПТ огнестойкие кабели?

Сработка АУПТ, - дорого, а водяного на вес золотишка.
Или надёжа на гильдию? Сходи, потрынди
Spoiler (click to show/hide)
Назва: Re: Электроавтомобили в паркинге
Відправлено: Сугор від 01 Травень 2019, 00:15:32
Сработка АУПТ, - дорого, а водяного на вес золотишка.
поясни... типа он вообще не должен работать?  =-0
ну, да... а огнестойкий кабель на шару раздают? лучший способ сэкономить - вообще ничего не делать :D