Походу назревают новые войны ДБНовНо 4-й тип, оповещения в общественных. Там где раньше обходились вторым. И это с 01 квітня 2019 року прийдется выполнять. :wall:
PS: Походу назревают новые войны ДБНовВсе как всегда. Это святая традиция. :)
Получается к оповещению 4-го типа в общественных зданиях дополняется звуковая и световая сигнализация в помещениях, посещаемых МГН, но это можно еще реализовать, но зону в помещении оборудованном речевыми оповещателями выделить звуком нельзя т.к. п.9.4.11 ДБН В 2.5-56 говорит "Забороняється використовувати одночасно звукові оповіщувачі та гучномовці в одному приміщенні".Да нет, это было и раньше. Просто в этом ДБН речевое и звуковое - одно и тоже.
пункты одного ДБН не позволяют реализацию второго, или наоборот.
Просто в этом ДБН речевое и звуковое - одно и тоже.Хочется думать что термины и определения едины по всей нормативной базе. Иначе быть не должно. Если исходить из опрделений то речевое и звуковое - это два разных вида оповещения.
Замовник ушоці від здорожчання кошторису (адресна система ПС дорожче від безадресної у 3-5 разів + Веллез з гучномовцями + де взяти пожежний пост/диспетчерську для забезпечення зворотнього зв*язку з зоною оповіщення, а головне - навіщо?Именно вот это самое неприятное для Заказчика по нашей части (СПЗ).
Может нормотворцы хотели только добавить обратную связь по зоне оповещенияСкорее всего нет. 4-й тип подразумевает сначала оповещение персонала а потом всех. Т.е. сначала должен быть оповещен персонал, и он должен быть готов помогать МГН покинуть здание при пожаре... плюс указатели направления эвакуации, чего нет в более низких способах оповещения. А связь с диспетчерской для МГН не важна.
Зато теперь из всей таблицы Б.1 Приложения Б ДБН В.2.5-56 нужно помнить три пункта:А вы внимательно перечитайте 1 главу и сократится до двух :D
16. Жилые здания (кроме встроенно-пристроенных помещ. гражданского назначения)
19. Производственные и складские здания
20. Здания админ и бытовые промышленных предприятий, офисы
Ці Норми поширюються на проектування, будівництво нових та реконструкцію, реставрацію, капітальний ремонт та технічне переоснащення існуючих житлових будинків та громадських будiвель і споруд, а також на розумне їх пристосування з урахуванням потреб маломобільних груп населення (далі – МГН).
Вимоги цих Норм є обов’язковими для застосування усіма юридичними та фізичними особами на території України, окрім будівництва індивідуальних житлових будинків. Дані Норми забезпечують рівні права на використання житлових будинків і громадських будівель та споруд різними верствами населення, в тому числі МГН.
А вы внимательно перечитайте 1 главу и сократится до двух Цитировать (выделенное)Ці Норми поширюються на проектування, будівництво нових та реконструкцію, реставрацію, капітальний ремонт та технічне переоснащення існуючих житлових будинків та громадських будiвель і споруд, а також на розумне їх пристосування з урахуванням потреб маломобільних груп населення (далі – МГН).Вимоги цих Норм є обов’язковими для застосування усіма юридичними та фізичними особами на території України, окрім будівництва індивідуальних житлових будинків. Дані Норми забезпечують рівні права на використання житлових будинків і громадських будівель та споруд різними верствами населення, в тому числі МГН.Позвольте не согласиться.
Обращаю внимание на п.10.13 " Громадські будівлі і споруди повинні бути обладнані системою оповіщення про пожежу та керування евакуацією людей не нижче 4-го типу згідно з ДБН В.1.1-7."Ребята, так что все действительно теперь 4 тип оповещения в данных помещениях делают?
непонятна в современном ДБН ссылка на оповещение по В.1.1-7 , который отсылает к отмененнному НАПБ, но не суть, 4 тип во всех общественных зданиях и сооружениях, а по Приложению А (обязательное) ДБН В.2.2-9-2009 это перечень на два листа. (кафешки, аптеки, магазины .... - и в них 4 тип). Вот где мелкие предприниматели взвоют.
или если это не в "громадскій будівлі", а в жилом доме, то не касается этот пункт?Думаю, вполне себе обоснование, чтоб СО4 обойти.
Ребята, так что все действительно теперь 4 тип оповещения в данных помещениях делают?рекомендую читать внимательно раздел 1-й ДБН В.2.2-40:2018 и раздел 1 ДБН В.2.5-56:2014.
Или есть какие-то может уже поправки к данному пункту, ну там по площади градация или по колличеству посетителей?
Предстоит проект ПС стоматологии, площадью метров 50 максимум, или если это не в "громадскій будівлі", а в жилом доме, то не касается этот пункт?
рекомендую читать внимательно раздел 1-й ДБН В.2.2-40:2018 и раздел 1 ДБН В.2.5-56:2014.ДБН В.2.2-40
Для внимательной читки процитировал 1-е разделы из указанных ДБН, но в другой ветке Вы ссылались на письмо Минюста от 26.12.2008 № 758-0-2-08-19 где в п.1. сказано "У разі існування неузгодженостей між нормами, виданими одним і тим самим нормотворчім органом, застосовують акт виданий пізніше...." .Вы просто верх внимательности!
И 40 ДБН и 56 выпущены Минрегионом, но 40 позже, в соответсвии с указанным письмом в общественных зданиях для оснащения СОУЭ необходимо применять требования 40-го ДБНа.
проектування, будівництво нових та реконструкцію, реставрацію, капітальний ремонт та технічне переоснащення існуючих житлових будинків та громадських будівель і споруд, а також на розумне їх пристосування з урахуванням потреб маломобільних груп населенняпонимаете???
Разницу между системами противопожарной защиты иС чего такой вывод? Мне не понятно Ваше мнение, поправте, если я не прав, как я понял из Ваших постов. если владедец собирается проводить" реконструкцію, реставрацію, капітальний ремонт та технічне переоснащення існуючих житлових будинків та громадських будівель і споруд" или планирует новое строительство общественного здания, то п.10.13 ДБН В.2.2-40:2018 по оснащению общественных общественных зданий СО4 выполнять не требуется? :wacko:
Цитата: SashAA от Сегодня в 11:30:54
проектування, будівництво нових та реконструкцію, реставрацію, капітальний ремонт та технічне переоснащення існуючих житлових будинків та громадських будівель і споруд, а також на розумне їх пристосування з урахуванням потреб маломобільних груп населення
понимаете???
Если у Вас раздел 1 ДБН В.2.5-56:2014 = раздел 1 ДБН В.2.2-40:2018, то в добрый путь!
Вы говорите намеками и загадками, что вы имеете ввиду?Для внимательной читки процитировал 1-е разделы из указанных ДБН, но в другой ветке Вы ссылались на письмо Минюста от 26.12.2008 № 758-0-2-08-19 где в п.1. сказано "У разі існування неузгодженостей між нормами, виданими одним і тим самим нормотворчім органом, застосовують акт виданий пізніше...." .Вы просто верх внимательности!
И 40 ДБН и 56 выпущены Минрегионом, но 40 позже, в соответсвии с указанным письмом в общественных зданиях для оснащения СОУЭ необходимо применять требования 40-го ДБНа.
Разницу между системами противопожарной защиты ипроектування, будівництво нових та реконструкцію, реставрацію, капітальний ремонт та технічне переоснащення існуючих житлових будинків та громадських будівель і споруд, а також на розумне їх пристосування з урахуванням потреб маломобільних груп населенняпонимаете???
Если у Вас раздел 1 ДБН В.2.5-56:2014 = раздел 1 ДБН В.2.2-40:2018, то в добрый путь!
Как говорят: создал себе проблему - борись теперь с нею сам!!!
С чего такой вывод? Мне не понятно Ваше мнение, поправте, если я не прав, как я понял из Ваших постов. если владедец собирается проводить" реконструкцію, реставрацію, капітальний ремонт та технічне переоснащення існуючих житлових будинків та громадських будівель і споруд" или планирует новое строительство общественного здания, то п.10.13 ДБН В.2.2-40:2018 по оснащению общественных общественных зданий СО4 выполнять не требуется? :wacko:постараюсь ответить на понятном Вам языке (может Вы тоже "всего лишь электрик желающий разобраться"...хотя я тоже электрик уже разобравшийся):
Похоже что то не так в Вашем понимании
Вы говорите намеками и загадками, что вы имеете ввиду?А разве не так как задающие вопросы?
но вопрос как Вы его реализуете - УКАЖИТЕ НОРМЫ СТАНДАРТов ИЛИ ДБНов ДОПУСКАЮЩИХ ВКЛЮЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ИЛИ ФУНКЦИЙ В СПЗ?почему дополнительные компоненты?
Но примем Ваше мнение, и дооснащение "Синхронною (звуковою і світловою) сигналізацією, підключеною до системи оповіщення про пожежу" выполняем не по пожарным нормам, и только запускаем её сигналом, одновременно с сигналом на запуск СО4 , принимаем что это не ситема СПЗ, а одна из "систем та устаткування, щоЕсли это НЕ СПЗ, то в чём спорт-то!?
не входять до складу СПЗ, але пов’язані із забезпеченням безпеки людей на об’єкті при виникненні пожежі та інших надзвичайних ситуацій" отнесем это к системам оповещения о чрезвычайной ситуации. пожар относится к таковым. ( из Кодекса гражданской защиті "надзвичайна ситуація - обстановка на окремій території чи суб’єкті господарювання на ній або водному об’єкті, яка характеризується порушенням нормальних умов життєдіяльності населення, спричинена катастрофою, аварією, пожежею,....."
Если это НЕ СПЗ, то в чём спорт-то!?подитожим:
На мой взгляд очень правильный вывод! Дискуссия пошла в пользу!Если это НЕ СПЗ, то в чём спорт-то!?подитожим:
В общественных зданиях при новом строительстве, капремонте, реконструкции и техническом переоснащении для выполнения требований 40-го ДБНа предусматриваем СО 4-го типа. Дополнительно предусматривается в разделе оповещение о ЧС сблокированная система оповещения (звуковая и световая) для информирования мест пребывания МГН. Для запуска этой системы в СПЗ предусматриваем только выходной сигнал.
По моему ничего не перепутал? (но сомнения гложат, требования о дополнительной сигнализации мест пребывания МГН в общественных зданиях написаны в разделе "Пожарноая безопасность" 40-го ДБНа. развейте их пожалуйста)
Все зависит от єксперта. Подавали на экспертизу проект (четырехэтажная гостиница) СПС- неадресная, СО - 3. Никаких замечаний относительно СО4. А так пока нет официальных разъяснений все в замешательстве. Так на семинаре относительно Зміни №1 до ДБН В.2.5-56:2014 докладчик в лице представителя Укрдержбудэкспертизи тоже поднимал этот вопрос и говорил, что они готовят письмо для получения разъяснений.Спешу Вас огорчить! Ну или обрадовать!
Разьяснений дающих чёткое и однозначное понимание нет и вряд ли будет!Как ни жаль но Вы оказались абсолютно правы.
P.S. Так что С4 господа.Прочитал, прослезился. Ситуация парадоксальная. Для пионерского лагеря работающего только летом по п.12 а) 56-го ДБНа - первый тип оповещения нужен был, а с учётом требований 40го ДБНа - 4-й тип СО и вытекающие отсюда последствия с адресными компонентами для ПС. Система получается дороже чем щитовые домики которые она защищает.
(ДБН В.2.5-56:2014 п.9.2.7там нет "или", там только приоритет ручного режима над автоматическим, так трактуя нормы вы сильно рискуете.
то требование контроля защищаемой площади двумя извещателями отпадаетВы сейчас пытаетесь найти лазейку. В п. 9.2.7 четко прописано.
Поэтому данный пукт нужно читать как илиУдачи Вам с такой трактовкой на экспертизе.
То есть Вы не согласны, что второй пункт автоматически исключает первый???Конечно, нет. Этот пункт ДБН говорит о том, что система должна включиться автоматически, но если оператор считает необходимым перехватить управление и руководить эвакуацией в ручном режиме через микрофон, то система должна это обеспечить. Или иначе, если есть одновременный запрос (сигнал) на автоматическую передачу сообщения и ручное управление, то в приоритете ручное управление. Поскольку оператор - человек специально обученный (по правилам) и знает что делать в конкретной ситуации.
P.S. Так что С4 господа. :slap:Но как я поняла, грядут изменения. Будем надеяться, что в сторону здравомыслия.
тут косяк, каких извещателей не указаноНет косяков - любых двух пожарных извещателей (как автоматических, так и ручных), находящихся в одном помещении. Причем, один ручной, другой автоматический - это тоже два пожарных извещателя.
Если вопрос к ложным срабатыванием, то оно должно относится только к местам массового скопления людей, где есть сложности с эвакуацией толп.Практически любой объект гражданского назначения предполагает присутствие МГН, если иное не написано в проекте по архитектуре.
Еще один вопрос - в ДБН В.2.5-56:2014 п.7.2.27 должны быть два адресных извещателя в одном помещении, а если у меня запотолочное пространство или ниша, тоннель, шахта - это уже не помещения(отсуствует пол по определению), то есть будем гореть без оповещения??Необходимость установки извещателей в запотолочных пространствах диктуется п.13.2 Приложения А.2 ДБН В.2.5-56, который ссылается на п.А.5.3.8 ДСТУ-Н СЕМ/ТЗ 54-14.
Косяк есть )) . Согласно ДСТУ-Н СЕМ/ТЗ 54-14 запрещается задержка сигнала от ручных пожарных извещателей, в данном случае получится, что оповещение не запустится при сработке одного ручного извещателя. То есть вообще смысл в ручниках как таковых отпадает, слишком много вероятностей.Если пожара нет, то и не запустится. А если где-то горит, то кроме ручника сработает еще и автоматический извещатель.
И по поводу надежности, степень надежности системы никогда не определялась степенью надежности одного элемента - тогда бы самолеты и космические корабли стояли в два раза дешевле. Сработка по двум датчикам в помещении это не надежность в определении пожара, а защита от ложных срабатываний.Ну так ложняки - это тоже ненадежность. Надежность - это вероятность выполнения системой своих функций.
Еще один вопрос ДБН В.2.5-56 п. 9.2.3 и п.9.2.4 четко описывает как должна управляться система оповещения, от СО1-СО3 и СО4-СО5 соотвественно. Как видите четко указано "или" в пункте п.9.2.4 для СО4 и СО5, а не И . То есть выбор - будет ручной или автоматический запуск выбирает проектировщик на основании разработнных инструкций по действию в случае пожара, в 54 ЕН целый перечень указан."Або" в этом пункте не означает только автоматически или только ручным способом. Естественно, что одновременно ети способы не работают, или включена запись, причем, выбор зон передачи запрограммирован, или говорят через микрофон, причем, зоны выбирают вручную.
И в данном случае я не трактую - это единственная и четкая позиция языка.Как скажете. Сейчас у нас вся ответственность - на ГИПе и эксперте. К слову, пожизненная. Пробуйте.
Нет косяков - любых двух пожарных извещателей (как автоматических, так и ручных), находящихся в одном помещении. Причем, один ручной, другой автоматический - это тоже два пожарных извещателя.А какой рабочий радиус, согласно ДСТУ EN 54-14, у ручного пожарного извещателя?
А какой рабочий радиус, согласно ДСТУ EN 54-14, у ручного пожарного извещателя?:) 30 м.
но это ведь не радиус действия, а требования к установке, верно?)А какой рабочий радиус, согласно ДСТУ EN 54-14, у ручного пожарного извещателя?:) 30 м.
А.6.5.4 Ручні пожежні сповіщувачі
Ручні пожежні сповіщувачі треба розташовувати так, щоб для будь-якої людини, яка перебуває на об’єкті відстань, яку вона повинна подолати до найближчого ручного пожежного сповіщувача не перевищувала 30 м.
но это ведь не радиус действия, а требования к установке, верно?)Да не, по букве закона здесь, конечно, явная корявость. Но по смыслу, запуск должен осуществляться при подтверждении сработки, и подтверждение это формируется либо вторым автоматическим извещателем, либо автоматический извещатель и осмысленное действие человека. В общем, логично.
и согласно п. 7.2.28 ДБН В.2.5.-56, импульс на управление пожаротушением и оповещением будет формироваться только при сработке оптического и ручного извещателя в пределах одного помещения.
Но по смыслу, запуск должен осуществляться при подтверждении сработки, и подтверждение это формируется либо вторым автоматическим извещателем, либо автоматический извещатель и осмысленное действие человека.Второй автоматический извещатель должен быть таким же как и первый - и требование это для повышения надежности и уменьшение ложняков.
По поводу человеческого вмешательства, то тут категорически не согласен, суть сигнализации в том, чтобы уведомить обученый персонал о ЧП на объекте и в дальнейшем обоспечить безопасность на время эвакуации людей в автоматическом режиме.Ну, ИПР зачем-то же устанавливают на путях эвакуации. А срабатывают они именно через человеческое вмешательство. И реакция системы согласно ЕН54-14 прописана жестче. То есть, считается, что человек разумный в состоянии обнаружить пожар даже раньше автоматического извещателя, и активировать реакции системы, в том числе и оповестить персонал.
То есть, считается, что человек разумный в состоянии обнаружить пожар даже раньше автоматического извещателя, и активировать реакции системы, в том числе и оповестить персонал.правильно, так и есть, добавлю еще, что это также поднятие уровня надежности всей системы, можно сказать, дополнительное звено.
Написали запрос в Минрегионбуд и получили такой ответ.Это же полная чушь!
P.S. Так что С4 господа. :slap:
Это же полная чушь!Согласен, но тогда кто может дать ответ который можно использовать как официальное разьяснение?
Статус этого письма понятен - он изложен в последнем абзаце!
Согласен, но тогда кто может дать ответ который можно использовать как официальное разьяснение?Никто!
Документ утвержден Минрегионом.Согласно полномочий.
Минрегион проводит техническую политику в сфере строительства.Ну такое...
И он получается не дает официальных разьяснений по ДБН.Конечно!
Написали запрос в Минрегионбуд и получили такой ответ.Виходячи із логіки листа (а її там не має) :D
P.S. Так что С4 господа. :slap:
Ось такий лист від УСПТБОни тоже в прострации. :D
Ось такий лист від УСПТБа какая юридическая сила у этого документа? можно ли на него ссылаться в проекте или в переписке с экспертизой? УСПТБ это общественная организация.
а какая юридическая сила у этого документа? можно ли на него ссылаться в проекте или в переписке с экспертизой? УСПТБ это общественная организация.Ніякої юридичної сили цей документ не має, але якщо закопатись у юриспруденцію, то логіка якась є ;). Якщо слідувати тупо нормі оснащення громадських будівель системою оповіщення 4-го типу, що тягне за собою адресну систему пожежної сигналізації, по 2 датчика в приміщення і т.д. і т.п., то як вище вже писав ДБН В.2.5-56 з його додатками можна відмінити
але якщо закопатись у юриспруденціюЕсли совсем уж технически, то о требовании ДБН В.2.2-40:2018 можно забыть в связи с некорректной ссылкой на ДБН В.1.1-7.
Если совсем уж технически, то о требовании ДБН В.2.2-40:2018 можно забыть в связи с некорректной ссылкой на ДБН В.1.1-7.саме так :thumbsup:
Мы не можем оснастить общественные здания СО4 в соответствии с ДБН В.1.1-7, поскольку это соответствие отсутствует.
можно забыть в связи с некорректной ссылкой на ДБН В.1.1-7.rga, не понял на счет некорректности и отсутствия соответствия
Мы не можем оснастить общественные здания СО4 в соответствии с ДБН В.1.1-7, поскольку это соответствие отсутствует.
Мы не можем оснастить общественные здания СО4 в соответствии с ДБН В.1.1-7Ну в 9 раздел этого ДБНа отправляет нас к 56 ДБНу и иным НД, а также НАПБ А.01.003.
rga, не понял на счет некорректности и отсутствия соответствияДБН В.2.2-40:2018 говорит, что необходимо оснащать общественные здания СО4 в соответствии с ДБН В.1.1-7.
Ну в 9 раздел этого ДБНа отправляет нас к 56 ДБНу и иным НД, а также НАПБ А.01.003.Ну так там ничего нет об СО4 во всех общественных зданиях.
а какая юридическая сила у этого документа? можно ли на него ссылаться в проекте или в переписке с экспертизой? УСПТБ это общественная организация.Від нас з вами залежить як відповідь на це питання, так й подальша історія таких от нормативних колізій. Більше порядку можна очікувати від ДСТУ, щодо яких існує ЗУ "Про стандартизацію" та низка ДСТУ серії "Національна стандартизація" (з номером 1.ХХ). Зростання числа та міці громадських об'єднань - запорука того, що нормативні та регуляторні документи більшою мірою відображатимуть реальний стан речей, а не фантазії окремих "авторитетів". А щодо зняття протиріч між окремими ДБН та ДСТУ, то вже назріла як необхідність так і можливості застосування комп'ютерних технологій для досягнення узгодженості і логіки (взяти для прикладу той же блокчейн). Вже від 80-х років великі корпорації використовують численні моделі для визначення наслідків прийняття тих чи інших управлінських рішень. А у нас усе ще перевіряють на живих людях - як от ми з вами.
Більше порядку можна очікувати від ДСТУ, щодо яких існує ЗУ "Про стандартизацію" та низка ДСТУ серії "Національна стандартизація" (з номером 1.ХХ).Соглашусь с Вами и поддержу, с условием добавления ЗУ "О технических регламентах и оценку соответствия"!
Зростання числа та міці громадських об'єднань - запорука того, що нормативні та регуляторні документи більшою мірою відображатимуть реальний стан речей, а не фантазії окремих "авторитетів".Это на сегодняшний день утопия чистой воды!
А ДСТУ должны быть степени идентичности только "IDT", никаких "MOD"!hmmmm странно, как то в теме про активную молниезащиту Вы проигнорировали требование ДСТУ ЕН которое "IDT"
https://www.kmu.gov.ua/storage/app/sites/1/55-GOEEI/annex-v-ukr.pdf=-0 а животные и растения здесь причем?
Национальные стандарты, должны быть "как-бы" на ступень ниже и только уточнять вопросы не урегулированные международными стандартами!Але ж для того, аби було враховано думку наших спеціалістів, їм належить брати дієву участь у роботі міжнародних органів стандартизації (IEC, CENELEC, ISO). А на це потрібні кошти. І не малі. Досі Національний комітет МЕК України залишається бездіяльним. Внески від України оплачує Мінекономрозвитку, він же й призначає представника від України. Оскільки свої країни у МЕК можуть представляти лише недержавні організації, Україна й досі залишається асоційованим членом - з обмеженими повноваженнями. Якимось чином у інших країнах знаходяться громадські кошти, на які делегуються визнані (а не призначені чиновниками) представники. Можете поцікавитися подробицями: у Linked-In, на виставках, та у ваших зарубіжних партнерів.
Можете поцікавитися подробицямиБольшая часть подробностей мне известна...ну по-крайней мере в той части, что касается меня, мою организацию и сферу интересов.
Україна й досі залишається асоційованим членом - з обмеженими повноваженнями.А то, что НААУ лишили "визнання" ЕА и IAF (если память не изменяет) неделю назад - это не считается?
hmmmm странно, как то в теме про активную молниезащиту Вы проигнорировали требование ДСТУ ЕН которое "IDT"
а животные и растения здесь причем?Просто примите простой факт, что вам это не дано постичь!
Просто примите простой факт, что вам это не дано постичь!:'( боюсь, что на этом форуме Вашу логику никому не дано постичь.
офф-топБЛАГОДАРЮ ЗА ПРИЗНАНИЕ!!!Просто примите простой факт, что вам это не дано постичь!:'( боюсь, что на этом форуме Вашу логику никому не дано постичь.
БЛАГОДАРЮ ЗА ПРИЗНАНИЕ!!!Типа "весь взвод идет не в ногу, один я - в ногу"? :D Видите ли большинство активных участников форума достаточно долго занимаются проектированием, выполнили множество проектов различных объектов, прошли экспертизы по этим проектам, сдали объекты в эксплуатацию... И тут появляетесь Вы... И оказывается, что никто не умеет читать, нормы понимают не правильно, и вообще не умеют проектировать... Вы не видите никаких странностей в этой ситуации?
Стаття 23. Застосування національних стандартів та кодексів усталеної практикиТ.е. вот какая штука складывается - применение стандартов непосредственное!
1. Національні стандарти та кодекси усталеної практики застосовуються безпосередньо чи шляхом посилання на них в інших документах.
2. Національні стандарти та кодекси усталеної практики застосовуються на добровільній основі, крім випадків, якщо обов’язковість їх застосування встановлена нормативно-правовими актами.
3. Національний орган стандартизації забезпечує розміщення на офіційному веб-сайті текстів національних стандартів та кодексів усталеної практики, обов’язковість застосування яких установлена нормативно-правовими актами, не пізніше ніж через 30 календарних днів з дня офіційного опублікування таких актів з безоплатним доступом до зазначених національних стандартів та кодексів усталеної практики.
{Частина третя статті 23 із змінами, внесеними згідно із Законом № 124-VIII від 15.01.2015}
{Частину четверту статті 23 виключено на підставі Закону № 2742-VIII від 06.06.2019}
будівельні норми - нормативний акт технічного характеру, що встановлює обов’язкові вимоги до об’єкта нормування у будівництві;
державні будівельні норми - нормативний акт, затверджений центральним органом виконавчої влади, що забезпечує формування державної політики у сфері будівництва;
галузеві будівельні норми - нормативний акт, затверджений центральним органом виконавчої влади в межах своїх повноважень у разі відсутності державних будівельних норм або необхідності встановлення вимог до будівництва окремих видів споруд, що конкретизують вимоги державних будівельних норм;!
Нормативно-правовий актТаким образом, ДБН-ны нервно курят в стороке по отношению к эксплуатируемым зданиям и сооружениям (объектам законченных строительством, введённым в эксплуатацию объектам и так далее, и тому подобное)!
Нормативно-правовий акт - офіційний документ, прийнятий уповноваженим на це суб'єктом нормотворення у визначеній законом формі та порядку, який встановлює норми права для неозначеного кола осіб і розрахований на неодноразове застосування
Про вдосконалення порядку державної реєстрації нормативно-правових актів в органах юстиції та скасування рішення про державну реєстрацію нормативно-правових актів
Наказ Міністерства юстиції України; Порядок, Форма типового документа від 12.04.2005 № 34/5
Нормативно-правовий акт — офіційний письмовий документ, прийнятий уповноваженим на це суб'єктом нормотворення у визначеній законодавством формі та за встановленою законодавством процедурою, спрямований на регулювання суспільних відносин, що містить норми права, має неперсоніфікований характер і розрахований на неодноразове застосування. Прийняття нормативно-правових актів у вигляді листів і телеграм не допускається.
Про вдосконалення порядку державної реєстрації нормативно-правових актів в органах юстиції та скасування рішення про державну реєстрацію нормативно-правових актів
Наказ Міністерства юстиції України; Порядок, Форма типового документа від 12.04.2005 № 34/5
Нормативно-правовий акт - акт управління (рішення) суб’єкта владних повноважень, який встановлює, змінює, припиняє (скасовує) загальні правила регулювання однотипних відносин, і який розрахований на довгострокове та неодноразове застосування
Кодекс адміністративного судочинства України
Кодекс України; Кодекс, Закон від 06.07.2005 № 2747-IV
Нормативно-правовий акт — офіційний письмовий документ, прийнятий уповноваженим на це суб'єктом нормотворення у визначеній законодавством формі та за встановленою законодавством процедурою, спрямований на регулювання суспільних відносин, що містить норми права, має неперсоніфікований характер і розрахований на неодноразове застосування. Прийняття нормативно-правових актів у вигляді листів і телеграм не допускається.
Про внесення змін до нормативно-правових актів Міністерства юстиції України з питань державної реєстрації нормативно-правових актів
Наказ Міністерства юстиції України; Висновок, Форма типового документа від 02.08.2007 № 592/5
1) большая часть дискуссии "не о чём"ну так, по моему, это Вы постоянно сводите все темы к тому что ДБН не нужно соблюдать ибо этого не требуют ЗУ и НПА... Вот и сейчас... зачем столько буков? Пролистайте тему в самое начало и еще раз прочитайте...
Обращаю внимание на п.10.13 " Громадські будівлі і споруди повинні бути обладнані системою оповіщення про пожежу та керування евакуацією людей не нижче 4-го типу згідно з ДБН В.1.1-7."При чем здесь стандарты и регламенты? Проблема в том что 3 ДБН "не дружат" между собой. К чему все эти отсылки к ЗУ, норматино-правовым актам?
непонятна в современном ДБН ссылка на оповещение по В.1.1-7 , который отсылает к отмененнному НАПБ, но не суть, 4 тип во всех общественных зданиях и сооружениях, а по Приложению А (обязательное) ДБН В.2.2-9-2009 это перечень на два листа. (кафешки, аптеки, магазины .... - и в них 4 тип). Вот где мелкие предприниматели взвоют.
А "технические регламенты" в отличие от ДБН-ов являются нормативно-правовыми актами, поскольку утверждаются Законами и Постановлениями Правительства!А можно ссылку на "технический регламент" который смог бы разрулить ситуацию с противоречиями между ДБНами и ли где написано как нужно выполнять СПЗ в общественных зданиях? вот перечень https://ukrcert.com/technicheskie-reglamenti
Кстати о Законах Украины и других нормативно-правовых актах=-0а животные и растения здесь причем?Просто примите простой факт, что вам это не дано постичь!
Розділ IЗУ "Про стандартизацію" https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1315-18
ЗАГАЛЬНІ ПОЛОЖЕННЯ
Стаття 1. Визначення термінів
...
технічний регламент - нормативно-правовий акт, в якому визначено характеристики продукції або пов’язані з ними процеси та методи виробництва, включаючи відповідні адміністративні положення, додержання яких є обов’язковим. Він може також включати або виключно стосуватися вимог до термінології, позначень, пакування, маркування чи етикетування в тій мірі, в якій вони застосовуються до продукції, процесу або методу виробництва;
....
Стаття 2. Сфера дії Закону
...
2. Дія цього Закону поширюється на всі види продукції, за винятком:
об’єктів будівництва;
Стаття 2. Сфера дії Закону
...
2. Дія цього Закону не поширюється на санітарні заходи безпечності харчових продуктів, ветеринарно-санітарні та фітосанітарні заходи, будівельні норми, лікарські засоби, військові стандарти, стандарти медичної допомоги, бухгалтерського обліку, оцінки майна, освіти та інші соціальні стандарти, передбачені законодавством.
П.С.: с глубоким пониманием того как рушится мир некоторых уважаемых коллег... ;-):D :-[ :'(
ну так, по моему, это постоянно сводите все темы к тому что ДБН не нужно соблюдать ибо этого не требуют ЗУ и НПА... Вот и сейчас... зачем столько буков? Пролистайте тему в самое начало и еще раз прочитайте...В основном подачи Сугор провокационных и всяких повторяющихся вопросов в стиле "заевшей пластинки", потому что видите ли не понимает разнику между Законом, НПА, ДБН, ДСТУ и т.д.
При чем здесь стандарты и регламенты? Проблема в том что 3 ДБН "не дружат" между собой. К чему все эти отсылки к ЗУ, норматино-правовым актам?Ещё раз перечитайте все положения Законодательства на которые были ссылки, начиная со ссылки на статью 8 Конституции Украины!
А можно ссылку на "технический регламент" который смог бы разрулить ситуацию с противоречиями между ДБНами и ли где написано как нужно выполнять СПЗ в общественных зданиях? вот перечень https://ukrcert.com/technicheskie-reglamentiКем утверждён этот список по ссылке?
Кстати о Законах Украины и других нормативно-правовых актах
2. Дія цього Закону поширюється на всі види продукції, за винятком:Если б вы читали Законы правильным образом, т.е. с начала и до конца, то вероятно наткнулись бы на часть 1-ю статьи 2 ЗУ "О технических регламентах и оценку соответствия":
об’єктів будівництва;
Стаття 2. Сфера дії ЗаконуА перед этим конечно же на статью 1:
1. Цей Закон регулює відносини, що виникають у зв’язку з розробленням та прийняттям технічних регламентів і передбачених ними процедур оцінки відповідності, їх застосуванням стосовно продукції, яка вводиться в обіг, надається на ринку або вводиться в експлуатацію в Україні, а також здійсненням добровільної оцінки відповідності.
Технічними регламентами та процедурами оцінки відповідності, застосування яких передбачене технічними регламентами, можуть бути встановлені особливості регулювання відносин, на які поширюється дія цього Закону.
продукція - речовина, препарат або товар, виготовлений у ході виробничого процесу (крім послуг);
технічний регламент - нормативно-правовий акт, в якому визначено характеристики продукції або пов’язані з ними процеси та методи виробництва, включаючи відповідні адміністративні положення, додержання яких є обов’язковим. Він може також включати або виключно стосуватися вимог до термінології, позначень, пакування, маркування чи етикетування в тій мірі, в якій вони застосовуються до продукції, процесу або методу виробництва;А разницу между "строительной продукцией" и "объектом строительства" вы понимаете?
продукція - речовина, препарат або товар, виготовлений у ході виробничого процесу (крім послуг);(ст. 1 ЗУ "О технических регламентах и оценке соответсвия")
будівництво - нове будівництво, реконструкція, реставрація, капітальний ремонт об’єкта будівництва;(ст. 1 ЗУ "О регулировании градостроительной деятельности") +
Об’єктами будівництва є будинки, будівлі, споруди будь-якого призначення, їх комплекси та частини, лінійні об’єкти інженерно-транспортної інфраструктури.(ч. 1 ст. 4 ЗУ "О регулировании градостроительной деятельности")!
ЗАТВЕРДЖЕНО
постановою Кабінету Міністрів України
від 20 грудня 2006 р. N 1764
ТЕХНІЧНИЙ РЕГЛАМЕНТ
будівельних виробів, будівель і споруд
{ Щодо набрання чинності Технічним регламентом та змін до нього
див. розділ III Закону N 3164-IV ( 3164-15 ) від 01.12.2005 }
Загальні положення
1. Технічний регламент розроблений з урахуванням вимог
Директиви Ради Європи 89/106/ЄЕС від 21 грудня 1988 р. про
зближення законів, підзаконних актів та адміністративних положень
держав - членів стосовно будівельних виробів і визначає основні
вимоги до будівельних виробів (далі - вироби), будівель і споруд
(далі - споруди) щодо забезпечення безпеки життя і здоров'я
людини, безпеки експлуатації, механічного опору та стійкості,
пожежної безпеки, економії енергії, захисту навколишнього
природного середовища, а також процедури оцінки відповідності
виробів установленим вимогам та порядок їх застосування.
:D :-[ :'(И не буду вас травмировать положениями части 5 статьи 9 ЗУ "О технических регламентах и оценку соответствия" относительно стандартов!
Если б вы читали Законы правильным образом, т.е. с начала и до конца, то вероятно наткнулись бы на часть 1-ю статьи 2 ЗУ "О технических регламентах и оценку соответствия":Вы как-то интересно читаете законы... К чему все эти цитаты если они не имеют никакого отношения к теме? Единственное что этот закон связывает со строительством - это то что в законе указано что он не распространяется на объекты строительства. А :slap: ну да, как же я мог забыть что СПЗ это не объект строительства :'( Ну так укажите ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ или любой другой нормативно-правовой акт который регламентирует устройство СПЗ
ТЕХНІЧНИЙ РЕГЛАМЕНТhttps://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1764-2006-%D0%BF
будівельних виробів, будівель і споруд
Загальні положенняк требованиям ППБУ отсылала rga
...
2. У Технічному регламенті терміни вживаються у такому значенні:
будівельні норми - норми, які містять обов'язкові вимоги щодо будівництва, містобудування;
....
Основні вимоги до споруд
...
2) дотримання таких вимог пожежної безпеки:
...
забезпечення евакуації людей із споруди або їх рятування в інший спосіб;
Добавлю.
ПРАВИЛА пожежної безпеки в Україні
V. Вимоги до утримання технічних засобів протипожежного захисту
1. Системи протипожежного захисту, засоби зв’язку
1.2. Будинки, приміщення та споруди повинні обладнуватися системами протипожежного захисту відповідно до ДБН В.2.5-56:2014 «Системи протипожежного захисту».Quote (selected)
И не буду вас травмировать положениями части 5 статьи 9 ЗУ "О технических регламентах и оценку соответствия" относительно стандартов!
5. Нормативно-правовий акт, що має визначені цим Законом ознаки технічного регламенту, вважається технічним регламентом незалежно від використання в назві такого акта слів "технічний регламент".Ну, тогда следует добаить и части 3 и 4
3. Технічні регламенти розробляються на основі:
міжнародних стандартів, якщо вони вже прийняті або перебувають на завершальній стадії розроблення, чи їх відповідних частин, за винятком випадків, коли такі міжнародні стандарти чи їх відповідні частини є неефективними або невідповідними засобами для досягнення визначених цілей прийняття технічних регламентів, зокрема внаслідок суттєвих кліматичних чи географічних чинників або суттєвих технологічних проблем;
регіональних стандартів, національних стандартів України чи інших держав, актів законодавства Європейського Союзу, інших економічних об’єднань або інших держав чи відповідних частин таких стандартів і актів законодавства.
4. Технічні регламенти затверджуються законами, актами Кабінету Міністрів України відповідних державних органів та міністерств, визначених частиною третьою статті 8 цього Закону.Из вышеприведенных цитат можно сделать вывод что ДБНы - это и есть технические регламенты. Надеюсь я Вас не сильно травмировал?
Вы как-то интересно читаете законы... К чему все эти цитаты если они не имеют никакого отношения к теме? Единственное что этот закон связывает со строительством - это то что в законе указано что он не распространяется на объекты строительства. А :slap: ну да, как же я мог забыть что СПЗ это не объект строительства :'( Ну так укажите ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ или любой другой нормативно-правовой акт который регламентирует устройство СПЗА что тут оказывается недоступным для вашего восприятия? Уточните, что конкретно вам мало понятно? То, что Технические регламенты распостраняются на продукцию и не распостраняются на объекты строительства?
Загальні положенняКакая связь в вашем понимании родилась между перечнем "основных требований к зданиям и сооружениям" (простого перечисления без ссылок) и "правилами пожарной безопасности"?
...
2. У Технічному регламенті терміни вживаються у такому значенні:
будівельні норми - норми, які містять обов'язкові вимоги щодо будівництва, містобудування;
....
Основні вимоги до споруд
...
2) дотримання таких вимог пожежної безпеки:
...
забезпечення евакуації людей із споруди або їх рятування в інший спосіб;
к требованиям ППБУ отсылала rga
Цитата: rga от 27 Май 2020, 13:21:47
Добавлю.
ПРАВИЛА пожежної безпеки в Україні
V. Вимоги до утримання технічних засобів протипожежного захисту
1. Системи протипожежного захисту, засоби зв’язку
1.2. Будинки, приміщення та споруди повинні обладнуватися системами протипожежного захисту відповідно до ДБН В.2.5-56:2014 «Системи протипожежного захисту».
Так а где ссылка на регламент согласно которого необходимо выполнять СПЗ? Или пафос провалился?
Из вышеприведенных цитат можно сделать вывод что ДБНы - это и есть технические регламенты. Надеюсь я Вас не сильно травмировал?Поубавьте свой пыл пафосный вы наш!
А что тут оказывается недоступным для вашего восприятия?Ваша альтернативная логика. Ведь черным по украински... :slap: а ну да СПЗ не объект строительства :D
То, что Технические регламенты распостраняются на продукцию и не распостраняются на объекты строительства?Ну дай те же наконец ссылку на ТР по СПЗ
Какая связь в вашем понимании родилась между перечнем "основных требований к зданиям и сооружениям" (простого перечисления без ссылок) и "правилами пожарной безопасности"?=-0 как какая связь? А Вам прямого указания в тексте о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности мало?
Основні вимоги до спорудИли это должно быть прописано в Конституции?
...
2) дотримання таких вимог пожежної безпеки:
...
забезпечення евакуації людей із споруди або їх рятування в інший спосіб;
Где в пункте 11 Тех.регламента (ПКМУ №1764) вы усмотрели ссылку на ППБУ (НАПБ А.01.001-2014)?Разве постановление Кабмина = техрегламенту? hmmmm Ну хорошо Study https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1764-2001-%D0%BF
11. У разі фінансування капітального будівництва за рахунок змішаних капітальних вкладень замовники подають документи згідно з пунктами 8 і 9 цього Порядку до відповідних органів Казначейства за наявності підтвердження всіх джерел фінансування.Только какое отношение это имеет к теме?
Поубавьте свой пыл пафосный вы наш!хамить изволите? :D мне можно начинать троллить? :evil:
Читай ст. 1 ЗУ "О строительных нормах" - ДБН не является нормативно-правовым актом!И поэтому на ДБНы можно забить?
Ваша альтернативная логика. Ведь черным по украински... :slap: а ну да СПЗ не объект строительстваЧто вы этим хотите сказать? Продолжаете тролить? Ну-ну!
Ну дай те же наконец ссылку на ТР по СПЗТолько после того как вы предьявите отношение СПЗ к строительствам и обоснуете, что СПЗ - является строительной продукцией!
ЗАКОН УКРАЇНИТам
Про технічні регламенти та оцінку відповідностіhttps://zakon.rada.gov.ua/laws/show/124-19
Цитировать (выделенное)
Розділ I
ЗАГАЛЬНІ ПОЛОЖЕННЯ
Стаття 1. Визначення термінів
...
технічний регламент - нормативно-правовий акт, в якому визначено характеристики продукції або пов’язані з ними процеси та методи виробництва, включаючи відповідні адміністративні положення, додержання яких є обов’язковим. Він може також включати або виключно стосуватися вимог до термінології, позначень, пакування, маркування чи етикетування в тій мірі, в якій вони застосовуються до продукції, процесу або методу виробництва;
....
Стаття 2. Сфера дії Закону
...
2. Дія цього Закону поширюється на всі види продукції, за винятком:
об’єктів будівництва;
Ведь черным по украински...
Или это должно быть прописано в Конституции?Специально для вас - ст. 8 Конституции Украины устанавливает верховенство права! Дальше по тексту
Разве постановление Кабмина = техрегламенту? hmmmm Ну хорошо Study https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1764-2001-%D0%BF
Только какое отношение это имеет к теме?Это наглядно показывает ваш уровень...
И поэтому на ДБНы можно забить?Это ваши высокоробразованные выводы и утверждения абсолютного знатока в вопросах норм, права и пожерной беопасности! И приписывать его другим нет надобности!
Давайте на простых примерах:Рассматривайте свои притянутые за уши примеры сами, после изучения Законодательства Украины и возможно получения квалификационного сертификата! ;)
Рассматривайте свои притянутые за уши примеры сами, после изучения Законодательства Украины и возможно получения квалификационного сертификата!Понятно :'( значит экспертного мнения здесь никто не услышит... А шо так? А как же:
Экспертная оценка проектов систем противопожарной защиты!Или все эти выступления по поводу Конституции и верховенство права просто демагогия и попытка скрыть свою некомпетентность? Но раз уж Вы назвались экспертом по СПЗ, то объясните неофитам как правильно проектировать, ну хотя бы на простых примерах приведенных выше. А то много букв во всех темах где Вы участвуете а толку никакого :'(
Обучение по вопросам пожарной безопасности (пожарно-технический минимум)!
Только после того как вы предьявите отношение СПЗ к строительствам и обоснуете, что СПЗ - является строительной продукцией!=-0 что-то я совсем запутался :'( СПЗ - не объект строительства (ладно, согласен, объект - здание). СПЗ - не продукция hmmmm ну ладно, возможно, но к чему тогда была ссылка на ЗУ "технических регламентах..." который и предъявляет требования к продукции и т.д.?
Это наглядно показывает ваш уровень...Да оставьте в покое мой Уровень :D Я вообще не имею никакого отношения к СПЗ, за исключением того, что подключаю оборудование к электрическим сетям. Просто меня заинтриговала фраза, что ЗУ и другие нормативно-правовые акты не требуют соблюдения требований ДБН
Рассматривайте свои притянутые за уши примеры самиТ.е. слабо? знаний не хватает? а как же Вы работаете экспертом? И почему притянуты за уши? Второй пример вполне реальный из параллельной темы
Добрый день. При проектировании системы оповещения в обычном садике с количеством мест более 150, выбрал тип СО-3, согласно п.4 ДБН В.2.5-56-2014. При прохождении экспертизы проекта получил замечание от эксперта: "проектом предусмотрено систему оповещения 3-го типа, а не 4-го на требование п.10.13 ДБН В.2.2-40:2019(наверное имелось в виду 2018)" Имеет ли отношение детский садик к инклюзиву, и кто прав?А первый - действительно абстрактный, но вполне может быть реальным
после изучения Законодательства Украины и возможно получения квалификационного сертификата!Ну откуда у меня может появится сертификат? Для этого нужны знания, а Вы ими не делитесь :'(
если в ссылке приведено обозначение документа без указания на год его издания, например, ДБН В.2.5-56.
Появился проект Зміни №1поделитесь ссылкой
Тогда все претензии разработчикам ДБН В.2.5-56!И какую ответственность несут сии разработчики?
"В документе всегда нужно читать преамбулу, сноски, примечания, выводы и список литературы. Так же внимательно нужно смотреть на выходные данные документа и его автора/исполнителя. Остальное можно читать по диагонали"(с) неизвестный оборонщик.
Уважаемый Сбал!Сами хоть поняли чего отписали?
Работать надо с разработчиками нормативных документов и предлагать свои редакции тех или иных пунктов или ссылочных документов для очередной корректировки этого норматива!
Под лежащий камень вода не течёт.
В 56-том ДБН-е нет, например, ссылки на 25 часть еэна, который действует в стране более 10 лет, но это вовсе не означает, что нельзя применять в пожарке радиоканальные компоненты, имеющие сертификаты по ДСТУ EN54-25.
Но вносить предложения по корректировке ДБН просто необходимо, иначе они сами собой не появятся!
Кожному - своє.Вы видели эту кованную надпись?
Хтось розробляє і вдосконалює стандарти.Которые применяют - добровольно?
Это обычный трёп, уважаемый СбалТак какова ответственность "разработчиков НД"?
Вас персонально давно уже не волнуетОтчего же нет, оченно даже да. К примеру сигареты в которых табака нет, сливочное масло в коем этого сливочного.., и ты ды, то бишь "селёдку" завернули.
Опять повторяю, что отвечать на интеллектуальную провокацию не собираюсь. Не надо меня агитировать за колбасу по 2-20 и масло по 3-60!Дык тогда и не агитируйте за СПД. По рукам?
А я видел, и руками трогал, чтобы запомнить, навсегда, в 1971 году.Тоді час до Індії податися. І там торкнутися шивастики 2021 р. Щоби й це запам'ятати довічно. А ми тут у спокйній, професійній та конструктивній атмосфері продовжимо обговорювати і вдосконалювати нормативні документи.
Это обычный трёп, уважаемый Сбал, Вас персонально давно уже не волнует , что конкретно написано в тех или иных пунктах, тех или иных нормативов.
А от одной строчки в нормативе реально может зависеть эффективность того или иного бизнеса.
А этот бизнес и приносит деньги. Вот по этому и драчка начинается - теперь после удаления из п. 10.13 упоминания про СО4 отпала необходимость речевого оповещения в парикмахерской на пять кресел. И планы по внедрению малых речевых систем оповещения просто провалились, а ведь запись про СО4 не случайно появилась, лоббирование пока ни кто не отменял...
Именно так деньги появляются и пропадают, уважаемый Сбал, в конкурентной борьбе, в лоббировании и рекламе, а не в результате прихода на работу к 9-00 и уходу в 18-00...
А когда вступает в силу это изменение?В приказе об её утверждении будет написано!
Подскажите пожалуйста, "Зміна 1" удаляет из п.10.13 требование по СО-4. А когда вступает в силу это изменение?сообщаю, что спустя 1 год опять создали рабочую группу по обсуждению изменений в ДБН В.2.2-40:2018.
На сайте Минрегиона к тексту изменения прикрепляют и пояснительную записку, но и в ней не указаны сроки (пустая строчка напротив "Набрання чинності...").
Я понимаю, что это пока ещё проект зміни, но нужно же понимать как дальше проектировать.
"Пункт 10.13 Викласти у новій редакції: "Громадські будівлі і споруди повинні бути обладнані системами керування евакуюванням людей в частині систем оповіщення про пожежу та покажчиків напрямку евакуювання згідно з ДБН В.2.5-56".
Доповнити новим абзацом наступного змісту:
"Система оповіщення про пожежу в місцях можливого нічного перебування осіб з інвалідністю із порушенням слуху у громадських будівлях повинна забезпечувати можливість їх оповіщення у стані сну (наприклад, за допомогою стробоскопів)".
Изменения к ДБН В2.2-40 (как и многие другие) вводится в действие с 1.09.2022.А ссылочку?
СО4 из-за МГН отменяется.
все там же. на сайте https://www.minregion.gov.ua/ (https://www.minregion.gov.ua/)Изменения к ДБН В2.2-40 (как и многие другие) вводится в действие с 1.09.2022.А ссылочку?
СО4 из-за МГН отменяется.
все там же. на сайте https://www.minregion.gov.ua/ (https://www.minregion.gov.ua/)Да там голову сломаешь, пока что-то найдешь.
https://www.minregion.gov.ua/napryamki-diyalnosti/building/tech-reg/normuvannia/derzhavni-ta-galuzevi-budivelni-normi/derzhavni-ta-galuzevi-budivelni-normi-2/ (https://www.minregion.gov.ua/napryamki-diyalnosti/building/tech-reg/normuvannia/derzhavni-ta-galuzevi-budivelni-normi/derzhavni-ta-galuzevi-budivelni-normi-2/)все там же. на сайте https://www.minregion.gov.ua/ (https://www.minregion.gov.ua/)Да там голову сломаешь, пока что-то найдешь.