Форум проєктувальників електричних та слабострумних мереж

Проєктування => Електропостачання => ТП, КТП, силові трансформатори => Тема розпочата: plotpik від 01 Червень 2018, 06:11:26

Назва: Вопрос про электродинамическую стойкость шин н/в щита
Відправлено: plotpik від 01 Червень 2018, 06:11:26
Всем доброго утра.
Запроектирован сухой трансформатор Trihal-3150кВА. Он находиться в отдельной камере трансформатора. Через стену - помещение РУ-0,4кВ,
где находиться н/в щит 0,4кВ, который мы и запитываем от трансформатора. Такой вопрос - какую нужно задать электродинамическую стойкость сборных шин
н/в щита? 50кА-хватит?
Назва: Re: Вопрос про электродинамическую стойкость шин н/в щита
Відправлено: boss від 01 Червень 2018, 07:31:14
Пускай релейщики расчитают ток КЗ на стороне НН
Назва: Re: Вопрос про электродинамическую стойкость шин н/в щита
Відправлено: Андрюха РЗА від 01 Червень 2018, 09:42:49
plotpik, пока разговор о сферическом коне в вакууме.
Коллега boss, справедливо указал на то, что нужно посчитать действительный ток к.з. на стороне 0,4 кВ с учетом системы и от него уже плясать.
Назва: Re: Вопрос про электродинамическую стойкость шин н/в щита
Відправлено: jordaned від 01 Червень 2018, 10:34:06
Ток к.з для этого трансформатора(при Usc=6%)=75800 А.
Шины щита должны выдерживать  ток к.з. не менее 80 кА.
Назва: Re: Вопрос про электродинамическую стойкость шин н/в щита
Відправлено: Андрюха РЗА від 01 Червень 2018, 10:52:07
jordaned, Это опять же "сферический конь в вакууме".
Ваши цифры справедливы для трансформатора, подключенного к системе бесконечной мощности.
В реальности они будут меньше. Насколько? Это покажет именно расчет токов к.з. в на шинах этого конкретного трансформатора.
Например если он будет подключен к отдаленной ПС 35/10 кВ, от которой до транса идет ЛЭП в 10-к километров, то токи к.з. на шинах транса могут оказаться в несколько раз меньше Ваших.
А если эта ТП будет рядом с ПС 110/10 кВ, то ток к.з. уже будут соизмеримы с приведенным Вами.
Назва: Re: Вопрос про электродинамическую стойкость шин н/в щита
Відправлено: Сугор від 01 Червень 2018, 11:05:42
Андрюха РЗА, я думаю что брать нужно по максимуму, сегодня питание от отдаленной ПС 35/10 кВ, а через год-два сделают реконструкцию или построят новую ПС 110/10 кВ рядом
Назва: Re: Вопрос про электродинамическую стойкость шин н/в щита
Відправлено: jordaned від 01 Червень 2018, 12:47:43
Ваши цифры справедливы для трансформатора, подключенного к системе бесконечной мощности.
Выбор отключающей способности обрудования выполняется по этим значениям,чтобы при изменении схемы подключения объекта и возможном увеличении мощности системы не пришлось менять всю "внутрянку".
Для расчетов уставок защит я согласен,необходимо считать реальный ток к.з.
Назва: Re: Вопрос про электродинамическую стойкость шин н/в щита
Відправлено: Андрюха РЗА від 01 Червень 2018, 13:00:53
jordaned, Вы рассуждаете исключительно как проектировщик. С этой точки зрения Ваши выводы абсолютно верны.
А вот когда придет время закупки оборудования, может выясниться, что из-за того, что Вы необоснованно завысили сечение шин и термическую стойкость аппаратов, ваш щит 0,4 кВ стал в 2-3-5 раз дороже.
И заказчик вряд ли обрадуется этому факту.

А что касается возможного перспективного увеличения мощности системы, то это все можно выяснить в местном обле.
Но, как показывает практика, даже в Киеве новые ПС строятся не так часто, особенно в центре существующих нагрузок. Большинство, как правило, появляются в центре новых перспективных нагрузок.
В любом случае обл знает о ближайшей перспективе, и этот вопрос, при желании можно выяснить.
Назва: Re: Вопрос про электродинамическую стойкость шин н/в щита
Відправлено: Сугор від 01 Червень 2018, 13:19:28
Андрюха РЗА, токи К.З. обычно считаю по Шаповалову, там т.к.з. зависит от сопротивления трансформатора. Почему-то никто не сопротивляется когда для трансов 1000кВа получаются токи в районе 20кА и оборудование подбирается соответствующее. Почему при более мощных трансформаторах должно быть по другому? Я ничего не понимаю в релейке и сетях ВН, но мне всегда казалось что мощность системы зависит от мощности генераторов подключеных к сети.
Назва: Re: Вопрос про электродинамическую стойкость шин н/в щита
Відправлено: jordaned від 01 Червень 2018, 14:10:17
jordaned, Вы рассуждаете исключительно как проектировщик.
Я щитовик, по факту :).

Наиболее простая ситуация-это замена трансформатора на стороне ВН на более мощный(просто увеличилась нагрузка)  и облы не будут никого из абонентов извещать об этом.
Да,было несколько объектов,где я делал пересчет с учетом реальной мощности системы,но это больше исключение,чем правило.


С точки зрения оптимизации стоимости оборудования никто не мешает при разработке РУ-04 использовать токоограничивающие автоматы на вводах(секциях),правда это зависит от квалификации проектировщика и разработчика РУ-04.На самом деле очень редко можно встретить грамотный проект.Наш проектный отдел тоже приходилось "обучать"
Назва: Re: Вопрос про электродинамическую стойкость шин н/в щита
Відправлено: swesla від 01 Червень 2018, 14:48:01
Как один из вариантов уменьшения стоимости РУНН по условию уменьшения стойкости к к.з можно трансформатор заказать с Uк=8%. В свое время консультировалась с ШЭ по такого вопросу. ШЭ подтвердил возможность изготовления без изменения стоимости.
кроме того, нужно  ставить токоограничивающие автоматы в РУНН ибо сечение кабелей будет зашкаливать, по цене в т.ч.
Назва: Re: Вопрос про электродинамическую стойкость шин н/в щита
Відправлено: Андрюха РЗА від 01 Червень 2018, 14:59:45
jordaned, В любом случае трансформатор топикстартера будет включаться в сеть ВН (какую именно он не указал). Трансы такой мощности в 99,9% случаев защищаются вакуумниками с релейной защитой. а для просчета ее уставок в любом случае нужно будет делать расчет токов кз. так что релейщику все равно придется считать реальные токи к.з. за трансформатором.
там единственный момент ,он их посчитает приведенными к высокой стороне, а для того чтобы прикинуть реальную термику и динамику по низкой, нужно будет этот ток привести к стороне 0,4 кВ.
Но это просто: I(3)к max НН = I(3)к max ВН *(UВН / UНН).
А потом эту цифру умножаем на корень из времени срабатывания аппарата защиты - получаем термику, и эту же цифирь умножаем на 1,4*Куд и получаем динамику.
Куд - есть довольно муторная метода его расчета.
Но если совсем лениво, то можно его принять =1,42, и следовательно 1,4*1,42 = 2.
Назва: Re: Вопрос про электродинамическую стойкость шин н/в щита
Відправлено: jordaned від 01 Червень 2018, 15:00:44
Как один из вариантов уменьшения стоимости РУНН по условию уменьшения стойкости к к.з можно трансформатор заказать с Uк=8%
Очень хороший вариант для этого случая,ток кз тогда упадет до 57 кА и пройдут стандартные MasterpactNW H1 c 62 кА отключающей способностью,и отходящие NSX H на 70 кА. это процентов на 30 удешевление.
Назва: Re: Вопрос про электродинамическую стойкость шин н/в щита
Відправлено: jordaned від 01 Червень 2018, 15:15:45
расчет токов кз. так что релейщику все равно придется считать реальные токи к.з. за трансформатором.
Согласен,что мой метод "упрощенный" beer.Он позволяет быстро прикинуть верхний(максимально) возможный порог тока к.з. Просто я,как щитовик обычно знаю только мощность трансформатора и должен застраховаться на наихудший вариант.Кроме того,для мощных трансформаторов и систем "буржуи" еще считают  вклад двигательной нагрузки и конденсаторных установок в ток к.з. и иногда это тоже может добавить несколько кА,так что лучше с запасом прикинуть.Например двигатель с номинальным током 540А даст еще 1890 А к току к.з,а если их несколько...+ КУ? Встречал проекты,где ток к.з был даже выше чем ток к.з. трансформатора.
Назва: Re: Вопрос про электродинамическую стойкость шин н/в щита
Відправлено: Андрюха РЗА від 01 Червень 2018, 16:50:50
jordaned, интересный момент hmmmm, хотя он, пожалуй, больше характерен для промпредприятий, а я все-таки больше "городской релейщик".
Назва: Re: Вопрос про электродинамическую стойкость шин н/в щита
Відправлено: plotpik від 03 Червень 2018, 23:51:21
Всем спасибо за ответы
И все-таки, я не понял какую термическую стойкость лучше задать?  Проектируемое Ру-10кВ, от которого подходит питание к транформатору, получает питание от
РУ-10кВ,при помощи кабеля АПвПу2г- 3(1х185/95)-10; L=5050м.
Назва: Re: Вопрос про электродинамическую стойкость шин н/в щита
Відправлено: Андрюха РЗА від 04 Червень 2018, 09:33:47
plotpik, Вам в любом случае нужно делать раздел релейной защиты, в котором будет посчитан фактический ток. к.з. на шинах Вашего РУ-0,4. От него и будете отталкиваться.
Если заказчика не смутит возможное завышение стоимости щита, можете взять, как предлагали выше, 50 кА, но это - под Вашу ответственность.