Форум проєктувальників електричних та слабострумних мереж

Проєктування => Електропостачання => ТП, КТП, силові трансформатори => Тема розпочата: yuli від 01 Листопад 2016, 12:22:53

Назва: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: yuli від 01 Листопад 2016, 12:22:53
Добрый день. Обычно все встроенные ТП имеют индивидуальною компоновку. И часто камеры трансформаторов имеют только одну стену, которая выходит наружу (ворота). Соответственно естественная вентиляция камеры трансформатора только через решетки в воротах. Можно ли делать вентиляционную решетку в стене, которая находится между камерой трансформатора и РУ-0,4 кВ? Спасибо
Назва: Re: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: Андрюха РЗА від 01 Листопад 2016, 13:08:18
yuli, ну теоретически это возможно, но зачем? Это вопрос ОВ-шников как сделать вентиляцию, а наша, электрическая, задача - проследить, чтобы их решетки и короба не попали на наше оборудование. Все.
Назва: Re: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: yuli від 01 Листопад 2016, 13:27:39
нет, понятно, что электрик не будет разрабатывать эти вентиляционные отверстия - просто это не запрещается нормами электрическими? ::)
Назва: Re: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: Андрюха РЗА від 01 Листопад 2016, 14:03:01
Насколько я помню, был запрет про транзитные воздуховоды. Я просто так думаю, что вряд ли ОВ-шник будет выводить решетку в РУ-0,4 кВ.
Как правило достаточно решеток в воротах, в крайнем случае делают диафрагму под верхней, не доходящую до задней стены и все гут.
Назва: Re: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: yuli від 01 Листопад 2016, 14:36:48
ну вот идея такая есть. так вот электрик может разрешить такое решение в ТП?
Назва: Re: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: yuli від 01 Листопад 2016, 14:44:20
а вот пункт ПУЭ 4.2.101 что после прокладывания токопроводов и других коммуникаций необходимо закрывать метериалом, который обеспечивает огнестойкость самой оградительной конструкции - это что означает? Вот, например, когда прокладываем шины от трансформатора в РУ-0,4, то они проходят через плиту. Если мы сделаем отверстия вентиляционные, то это правильно будет? Не может ли, например, огонь из камеры трансформатора перебросится в РУ-0,4 через это отверстие?  hmmmm
Назва: Re: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: Андрюха РЗА від 01 Листопад 2016, 14:54:11
yuli, Ну по идее У Вас ТП встроенное, а значит трансы сухие (ЗПН - хе-хе :evil:), стало быть в камере трансформатора гореть нечему. Но я думаю, что пожарники будут против.
С другой стороны есть пункт о возможности размещения трансов до 400 кВА вместе с РУ-0,4 кВ.
Но я бы, повторюсь, предложил ОВ-шникам сделать диафрагму и всех все должно устроить, тянуть должно как в камине ))))
Назва: Re: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: yuli від 01 Листопад 2016, 15:00:46
если там гореть нечего, то зачем тогда делают пожтушение во встроенных ТП :wall:
Назва: Re: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: yuli від 01 Листопад 2016, 15:01:46
высота камеры трансформатора 3200 - этой разницы высот может быть недостаточно ???
Назва: Re: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: Андрюха РЗА від 01 Листопад 2016, 16:31:03
yuli, Ну на счет пожаротушения тут уже не один боян порвали, это лучше коллега Rga подскажет, если ей не надоест повторяться.
А на счет высоты - то пусть у ОВ-шника голова болит, в принципе 3200 - нормальная высота. Вы ему главное в задании напишите что-то вроде "розглянути можливість використання діафрагми".
Назва: Re: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: grossel від 01 Листопад 2016, 17:15:53
нет, понятно, что электрик не будет разрабатывать эти вентиляционные отверстия - просто это не запрещается нормами электрическими? ::)
Просто это делать не желательно. Обычно воздух с вентилируемого помещения должен отводится наружу за пределы здания во-первых, а во-вторых камера трансформатора это по пожарной опасности категория "В", а помещение РУ-0,4 кВ категории "Д" и правила наоборот рекомендуют уплотнять место вывода шин с камеры в помещение РУ уплотняющим составом с использованием проходной асбестоцементной плиты с уплотнением.
Назва: Re: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: Сугор від 01 Листопад 2016, 19:16:15
yuli, в ТП без маслонаполненого оборудования допускается размещать трансформаторы (до 6шт), РУ-0,4кВ, РУ-10кВ в одном помещении.
Назва: Re: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: boss від 02 Листопад 2016, 09:02:08
камера трансформатора это по пожарной опасности категория "В"
Оппа, поймал эксперда на слове.
Согласно требований "электроустановки в пожароопасных зонах" должна быть степень защиты оборудования не меннее ІР41. Почему тогда трансформатор ІР00 и голые шины?
Назва: Re: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: Андрюха РЗА від 02 Листопад 2016, 09:25:13
Сугор, там вроде бы мощностью до 400 кВА
Назва: Re: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: Сугор від 02 Листопад 2016, 10:00:02
камера трансформатора это по пожарной опасности категория "В"
grossel, это для маслянников, поэтому их и ставят в отдельных камерах
Сугор, там вроде бы мощностью до 400 кВА
Андрюха РЗА, до 1000кВа, делал как-то такое ТП, 6 сухарей и РУ-0,4 в одном помещении, трансы отгорожены сеткой.
yuli, еще как вариант, видел в старых типовиках, на решетке которая на стене ставят вентилятор. Такое же решение видел на встроенном ТП в одном из киевских ТЦ: трансы стоят в отдельных камерах, жалюзи на воротах и решетка с вентилятором над воротами, вентилятор управляется от датчиков на трансе. Общался с энергетиком, он сказал, что вентиляторы не разу за 3 года не включались, возможно трансы выбирались с большим запасом
Назва: Re: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: grossel від 02 Листопад 2016, 10:37:10

камера трансформатора это по пожарной опасности категория "В"
Оппа, поймал эксперда на слове.
Согласно требований "электроустановки в пожароопасных зонах" должна быть степень защиты оборудования не меннее ІР41. Почему тогда трансформатор ІР00 и голые шины?
Я просто в отличии от вас эксперд Boss, знаю и почитываю нормативные документы, перед тем как что-то писать. Поэтому и вам советую читать, например:
                           ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИЛОВЫХ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК
                                      ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
                                Нормы технологического проектирования
10.5. .. Маслонаполненное электрооборудование с массой масла более 60 кг в единице, а также маслонаполненное электрооборудование согласно пп. 10.4.в и 10.4.г, но с массой масла, превышающей указанные в этих пунктах значения, рекомендуется устанавливать в отдельных помещениях или камерах, которые следует относить к категории В.
10.10. Электропомещения согласно п. 10.3, отнесенные к категории В, не следует относить по требованиям гл. 7.4 ПУЭ к пожароопасной зоне какого-либо класса.
Можете пользоваться СН 357 там тоже самое.
Или использовать Правила пожежної безпеки в енергетиці :D
Назва: Re: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: yuli від 02 Листопад 2016, 10:49:27
Киевэнерго ж не хочет принудительную вентиляцию, им же нужна естественная :(
Назва: Re: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: grossel від 02 Листопад 2016, 10:56:14
Киевэнерго ж не хочет принудительную вентиляцию, им же нужна естественная :(
Правильно он хочет, кто ее будет обслуживать и эксплуатировать без постоянного оперативного персонала.
Выездные бригады, раз в год?
Пусть ваши ОВшники сделают расчет и рассмотрят возможность устройства дополнительной решетки над проемом ворот в камере трансформатора.
Назва: Re: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: Андрюха РЗА від 02 Листопад 2016, 11:07:48
yuli, а диафрагма это не принудительная, это именно естественная вентиляция. Это грубо говоря лист, который разделяет приточку и вытяжку.
Назва: Re: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: Андрюха РЗА від 02 Листопад 2016, 11:08:22
grossel, у топикстартера встроенное ТП, а стало быть - сухари.
Назва: Re: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: Сугор від 02 Листопад 2016, 11:31:03
yuli, да что Вы так переживаете? Выдайте задание ОВшникам с указанием тепловыделений от трансов, пусть они посчитают, нужна ли там дополнительная вентиляция. Обычно сухари выбирают так чтобы загрузка была примерно 50%, при такой загрузки особых тепловыделений не будет. Чтобы избежать перегрева в послеаварийном режиме соедините камеры трансов в одну и поставте сетчатую перегородку, тогда тепло от одного перегруженого транса будет распределяться по бОльему помещению и отводится через бОльшее количество решеток. Если камеры трансов объеденить с РУ-0,4 (отделив трансы сеткой), то излишнее тепло быдер распределяться еще на бОльшее помещение
4.2.117
Quote (selected)
...
Сухі трансформатори або трансформатори з негорючим екологічно чистим діелек­ триком дозволено встановлювати в загальній камері в кількості до шести одиниць, якщо це не викликає ускладнень щодо експлуатації під час проведення ремонтних робіт.
...
Назва: Re: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: Андрюха РЗА від 02 Листопад 2016, 11:58:12
Сугор, про 400 и 1000 кВа точно не помню, не буду спорить. 2 транса с сеткой между ними - самое оно. РУ-0,4 к ним присоединять - так, как правило, не делают, хотя это и допустимо.
Назва: Re: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: yuli від 02 Листопад 2016, 12:02:52
я имела в виду, что встроенные в ворота вентиляторы - это принудительная вентиляция. Задание ОВ выдали - у меня воппрос в другом - вот ОВ-к предлагает решетку в стене смежной с РУ-0,4  (как вариант решения), а вот и спрашиваю - может ли электрик согласится с таким решением. Не противоречит ли это нашим электрическим нормам? Я не придумываю решение за ОВшика, я хочу понять - какое решение можно, а какое нельзя. Как-то так :). Мы чуть отклонились от вопроса
Назва: Re: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: Сугор від 02 Листопад 2016, 12:06:52
Не противоречит ли это нашим электрическим нормам?
Не противоречит, стенку вообще можно убрать и заменить ее сеткой. По крайней мере в Киеве такое решение раньше проходило
Назва: Re: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: boss від 02 Листопад 2016, 12:25:09
grossel, молоток  :thumbsup:
Этот документ Тяжпромэлектропроекта под шифром М788-1091.
В СН-377 об этом ни слова.
Назва: Re: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: SiberiaN від 02 Листопад 2016, 12:29:24
В 23 ДБН в приложении И написано: "За цього найбільш ефективне охолодження досягається, коли холодне повітря подається до нижньої частини приміщення та викидається назовні з протилежного боку під стелею". Не думаю, что это хорошая идея нагревать дополнительно помещение РУ-0,4, там и так при нагрузке шины будут греться. Если помещение ТП совмещенное с РУ-0,4, все равно решетку делают с выходом на улицу, а не в соседнее помещение.
Назва: Re: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: grossel від 02 Листопад 2016, 12:48:55
grossel, молоток  :thumbsup:
Этот документ Тяжпромэлектропроекта под шифром М788-1091.
В СН-377 об этом ни слова.
Да есть эта норма везде и в пожарных нормах тоже. На форуме вопрос категорийности помещений ТП 100 раз рассматривался.
А, что у нас Тяжпромэлектропроекта тоже вне закона, а как же работающие филиалы его по все Украине, в частности в Харькове, в Запорожье..тоже ведь выпускают нормативку и типовые серии под логотипом Тяжпромэлектропроекта. Сути вопроса это не меняет, камеры с маслянниками от этого категорию на нормальную не поменяют.
Назва: Re: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: Сугор від 02 Листопад 2016, 12:49:06
"За цього найбільш ефективне охолодження досягається, коли холодне повітря подається до нижньої частини приміщення та викидається назовні з протилежного боку під стелею"
SiberiaN, это рекомендация, а не жесткое требование делать именно так. В данном случае выполнить данную рекомендацию не получается.
Не думаю, что это хорошая идея нагревать дополнительно помещение РУ-0,4, там и так при нагрузке шины будут греться.
Возможно это не самое лучшее решение, но нормами оно не запрещено. А если шины греются, то значит на шинах сэкономили, что в итоге привело к увеличению потерь.
Назва: Re: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: grossel від 02 Листопад 2016, 13:02:06
Возможно это не самое лучшее решение, но нормами оно не запрещено. А если шины греются, то значит на шинах сэкономили, что в итоге привело к увеличению потерь
Сугор, извини, но первый раз слышу чтобы общеобменную вентиляцию из вентилируемого помещения выбрасывали не на улицу, а в смежное помещение
Назва: Re: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: Сугор від 02 Листопад 2016, 13:13:13
grossel, а где я говорил о выбрасывании в смежное помещение? Все установлено в ОДНОМ помещении. Нормы такое решение не запрещают. В одном из проектов я использовал такое решение, потому что по другому ну ни как не получалось :'( В Киевэнерго это решение согласовали. Кстати там как раз "выброс" был в "соседнее помещение" (рампа въезда в подземный паркинг), ТП находилось на -1 этаже (в одном помещении стояло 6х1000кВа и 3 РУ-0,4кВ) и "выбрасывать" непосредственно на улицу в принципе не получалось. Здание (БЦ) сдано в эксплуатацию и работает
Назва: Re: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: Андрюха РЗА від 02 Листопад 2016, 15:41:17
yuli, я бы задал вопрос ОВ-шнику, а какую функцию эта решетка будет выполнять: приток или вытяжку?
Если приток, то почему не с улицы, если вытяжка, то опять же - почему не на улицу, куда он дальше этот теплый воздух девать собирается, который как справедливо указал SiberiaN, получать дополнительное тепло от оборудования 0,4 кВ (Да, я понимаю, что транс греется намного сильнее, чем РУ-0,4, и все же)?
Назва: Re: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: grossel від 02 Листопад 2016, 16:44:26
Есть такое понятие в ОВ как баланс воздухообмена, то есть сколько ушло подогретого (вытяжка) -столько должно и прийти свежего (приток). А, то что ваш специалист ОВ называет вытяжкой, таковой не является. Это гоняние горячего воздуха по кругу..
Назва: Re: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: yuli від 03 Листопад 2016, 09:08:19
в РУ-0,4 кВ есть выход на улицу - в этой стене и сделать так же отверстие, то есть вытягиваем воздух из камеры трансформатора на улицу через РУ-0,4 кВ
Назва: Re: Вентиляция во встроенной ТП
Відправлено: Андрюха РЗА від 03 Листопад 2016, 09:37:00
yuli, Несколько странное, но в принципе возможное решение, а что он сказал по поводу диафрагмы? Обычно в особо тяжелых случаях она может иметь решающее значение.