(http://www.dkc.kiev.ua//upload_uk/img/hercules.jpg) | После появления на рынке Украины, комплектные шинопроводы получают все большую популярность среди отечественных специалистов по электромонтажу, хотя новинкой их не назовешь, во всем мире эти системы начали использовать еще с середины прошлого века. Еще были попытки отечественных производителей выпускать комплектные шинопроводы, но по уровню исполнения они значительно отстают от зарубежных аналогов. Если европейскому специалисту их использование является обыденным делом, то многие отечественные сомневаются в преимуществах шинопроводов над более традиционными решениями с использованием силового кабеля, которые на первый взгляд кажутся более простыми и экономичными. Но это только на первый взгляд… Кабель всем хорош, но существует множество сфер его применений, где ему недостает характеристик для реализации технических задач, поставленных перед профильными специалистами. К таковым можно отнести передачу больших мощностей для питания энергоемкого оборудования; создание гибких модульных систем электроснабжения, позволяющих подстроиться под изменения в расстановке технологического оборудования; прокладку мощных силовых линий в местах, где присутствует дефицит свободного пространства; подключение к мощным низковольтным потребителям или источникам питания. А теперь более детально рассмотрим все "за" и "против". Почему? Для питания электроустановок и распределительных устройств большой единичной мощности с токами нагрузки более 500 А зачастую приходиться использовать несколько параллельно проложенных кабельных линий (4- и 5-жильные кабели с сечением до 150-240 мм2). Такое решение не отличается надежностью, ведет к повышению материалоемкости и габаритов питающей линии, усложняет эксплуатацию системы в целом. Еще одним недостатком силовых линий, выполненных кабелем, является их низкая термическая и электродинамическая устойчивость к воздействиям токов короткого замыкания. К примеру, кабель марки ВБбШв, сечением 4х185мм2, способен выдержать ТКЗ не более 21 кА, а кабели с алюминиевыми жилами или малых сечений и того меньше. Эти параметры являются ключевыми при проектировании силовых сетей, и иногда создают трудности при подключении линии к источнику питания большой мощности и малым сопротивлением, к которым можно отнести распределительные устройства подстанций. Не редки случаи, когда из-за этого и для обеспечения надежности проектируемой линии на порядок завышают суммарное сечение кабеля или выбирается его более дорогостоящее, но в то же время более стойкое к температурным и электродинамическим воздействиям исполнение. Эти обстоятельства в значительной мере способствуют росту капитальных затрат на строительство линий. |
Не осилил
Класс изоляции, используемой в шинопроводах, относиться к категории F, которая является более устойчивой к воздействию высоких температур (до 190оС)
1. ГИБКОСТЬ СИСТЕМЫ. Обычно получается так, что трассы КЛ прокладываются рядом с другими инженерными системами. В проектной документации все может выглядеть очень красиво (особенно при использовании 3Д моделирования), по факту же монтаж систем ведется с некоторыми отклонениями от проекта, поэтому в процессе монтажа нужно вносить изменения в трассу. При использовании кабелей это не критично, а вот при использовании шинопроводов придется заказывать другие элементы, что приведет к увеличению времени монтажа.Мы с Вами согласны, в любой реализации проекта есть определенные нюансы. Наши утверждения не свидетельствуют о том, что в 100% случаев нужно бездумно и однозначно применять лишь комплектные шинопроводы. Безусловно, это не так! Зачастую действительно не избежать моментов с хитросплетениями трасс при монтаже: системы вентиляции, архитектурные особенности здания и пр. конструкции могут существенно повлиять на геометрию нашей системы.
2. ОБСЛУЖИВАНИЕ. В процессе эксплуатации нужно время от времени проверять места соединений секций шинопровода, а для этого на стадии проектирования необходимо предусмотреть возможность доступа к местам соединения. Если речь идет о запотолочном пространстве, то это очень даже непросто.С кабельными трассами та же самая история – ревизия мест подключения заземляющих проводников, точек коммутации кабеля и пр. Осмотр никогда лишним не будет, особенно в наших краях. Поэтому, увы, карабкаться придётся в каждом из рассматриваемых случаев.
3. При использовании шинопроводов с возможностью подключения ответвлений нужно предусматривать место для обслуживания автомата и возможность доступа к немуВы действительно считаете, что ответвления кабеля делаются куда комфортнее?
4. На начальных стадиях проектирования нет всей информации, которая необходима для проектирования шинопроводов.С кабелем этот эффект зачастую еще более выражен. Шинопроводы дают более широкие возможности масштабирования оборудования и имеют хороший задел для адаптации в реальных условиях. В плане трассировки – согласны (см. выше п. 1).
Электроизоляционные материалы класса F могут выдерживать при длительной работе температуру до 155 град, а не 190
(см. электротехнические справочники и стандарты)
С кабельными трассами та же самая история – ревизия мест подключения заземляющих проводников,все эти подключения производятся либо в щитах либо в оборудовании. Остаются распред коробки в сетях освещения, но мы ведь говорим о распределительных сетях....
Вы действительно считаете, что ответвления кабеля делаются куда комфортнее?о каких ответвлениях идет речь? В распред сетях ответвления от кабелей, обычно, не делаются. Если речь идет о магистральном подключении оборудования, то вопрос ответвлений решается шлейфованием
Наши утверждения не свидетельствуют о том, что в 100% случаев нужно бездумно и однозначно применять лишь комплектные шинопроводы.так и я не утверждал, что только нужно использовать только кабель :D
С кабелем этот эффект зачастую еще более выражен.как раз на оборот, взять лоток с запасом, а потом добросить туда пару кабелей проще, чем пересчитывать шинопровод.
все эти подключения производятся либо в щитах либо в оборудовании. Остаются распред коробки в сетях освещения, но мы ведь говорим о распределительных сетях....Вы не учли ревизию точек подключения проводника к лотку. Они также нуждаются в проверке, как и места соединений секций шинопровода.
о каких ответвлениях идет речь? В распред сетях ответвления от кабелей, обычно, не делаются. Если речь идет о магистральном подключении оборудования, то вопрос ответвлений решается шлейфованиемСлово "ответвление" мной было употреблено в качестве узла, благодаря которому мы каким-либо образом отводим трассу от первоначального вектора, ну и заодно это была выдержка из Вашей же формулировки.
так и я не утверждал, что только нужно использовать только кабельХорошо, что здесь у нас с Вами точки зрения совпадают :thumbsup:
как раз на оборот, взять лоток с запасом, а потом добросить туда пару кабелей проще, чем пересчитывать шинопровод.Шинопровод по-хорошему всегда закладывается с достаточным заделом на будущее (в этом-то и суть удобства его применения), поэтому необходимость пересчета наступит примерно на том же этапе, когда Ваш "лоток с запасом" будет переполнен. При этом с новым кабелем еще придётся повозиться, а шинопровод не потребует дополнительных вмешательств.
У распределительного шинопровода есть еще один недостаток: вначале трассы шинопровод загружен практически под завязку, в серидине тасы он загружен примерно на 50%, а в конце совсем ненагружен
Вы не учли ревизию точек подключения проводника к лотку.это о чем? Лоток начинается от щита и проблемы подключения заземляющего проводника я не вижу
при появлении нештатной необходимостивот здесь совсем не понял о чем речь? Кабель расчитан на определенную нагрузку и больших запасов никто не делает, если нужно подключить дополнительное оборудование (не светильник), то используют либо радиальное подключение (прокладывают новый кабель от щита), либо магистральное (шлейфом).
Шинопровод по-хорошему всегда закладывается с достаточным заделом на будущеенадо отметить что это очень экономичное решение :D Но все равно, при любой загрузке шинопровода, при подключении нового оборудования необходимо будет делать перерасчет
Стесняюсь спросить..... а в чем сложность эксплуатации КЛ, в сравнении с шинопроводом???
КЛ вообще после прокладки нужно как-то сложно эксплуатировать?
По-моему 99% всех цитат тут надуманы ( в посте №1 темы).
Например, хочу услышать аргументы по поводу более низкой устойчивости кабелей токам КЗ, в сравнении с шинопроводом....
это о чем? Лоток начинается от щита и проблемы подключения заземляющего проводника я не вижуПроблем с подключением нет, Вы невнимательно прочитали мой ответ.
вот здесь совсем не понял о чем речь? Кабель расчитан на определенную нагрузку и больших запасов никто не делает, если нужно подключить дополнительное оборудование (не светильник), то используют либо радиальное подключение (прокладывают новый кабель от щита), либо магистральное (шлейфом).Ну да, Вы прочитали, что я написал?
надо отметить что это очень экономичное решение Но все равно, при любой загрузке шинопровода, при подключении нового оборудования необходимо будет делать перерасчетсм. мой предыдущий пост
то рекомендуется ее подключатьDKC, кем рекомендуется? если нормами то нужна ссылка, если производителем, то странно, в каком-то из каталогов ДКС было утверждение что для заземления достаточно болтового соединения на стыках.
Вы прочитали, что я написал?ну значит невнятно написали, поэтому и не понял, что значит "нештатная необходимость"
В эпоху потребления нужно все на тарелочке выкладыватьKobe4, :thumbsup:
Несколько дополнений к статье:DKC, извините, но по моему вы плохо разбираетесь в процессе проектирования и монтажа. У меня был небольшой опыт применения шинопроводов, поэтому с полной ответственностью могу утверждать что это еще тот геморрой. Начнем с того что заказ и монтаж шинопровода производится тогда когда все уже парактически смонтировано. Приезжают представители поставщика и по факту перемеряют всю трассу и только тогда делают заказ секций при этом приходится заказывать очень много нестандартных элементов, т.е с учетом изготовления и поставки срок монтажа очень сильно затягивается.
например, для нашего шинопровода 800 А: значение тока К.З. – 100 кАа зачем такой запас, по самым примитивным расчетах на шинах трансформатора 1000кВа, ток к.з. не превышает 25кА
DKC, кем рекомендуется? если нормами то нужна ссылка, если производителем, то странно, в каком-то из каталогов ДКС было утверждение что для заземления достаточно болтового соединения на стыках.Рекомендуется производителем. Норм таких нет, и быть не может – всё адаптировано под конкретную продукцию. Вы, как инженер, предпочитающий точность, приведите конкретную выдержку из каталога. В любом случае, вы её неправильно трактуете. Болтового соединения достаточно для того, чтобы не подключать заземляющий проводник к КАЖДОЙ отдельной секции. Всё остальное описано в моём предыдущем посте.
DKC, извините, но по моему вы плохо разбираетесь в процессе проектирования и монтажа. У меня был небольшой опыт применения шинопроводов, поэтому с полной ответственностью могу утверждать что это еще тот геморрой. Начнем с того что заказ и монтаж шинопровода производится тогда когда все уже парактически смонтировано. Приезжают представители поставщика и по факту перемеряют всю трассу и только тогда делают заказ секций при этом приходится заказывать очень много нестандартных элементов, т.е с учетом изготовления и поставки срок монтажа очень сильно затягивается.Вы тоже извините, но взаимно. Ваши аргументы кажутся очень субъективными.
а зачем такой запас, по самым примитивным расчетах на шинах трансформатора 1000кВа, ток к.з. не превышает 25кА
Например, хочу услышать аргументы по поводу более низкой устойчивости кабелей токам КЗ, в сравнении с шинопроводом...
Ваши аргументы кажутся очень субъективными.конечно они субъективны, они же сделаны исходя из личного опыта. И не смотря на то что шинопровод был Каналис и была очень сильная поддержка от Шнайдера, но тем не мение процес проектирования шинопроводов мне показался достаточно геморройным.
конечно они субъективны, они же сделаны исходя из личного опыта. И не смотря на то что шинопровод был Каналис и была очень сильная поддержка от Шнайдера, но тем не мение процес проектирования шинопроводов мне показался достаточно геморройным.ОК, принимается, это Ваш опыт. Надеюсь, мы закончим эти дебаты мирным урегулированием и прикладными выводами. )
Гляньте значения по кабелю из сшитого полиэтилена (самый серьезный вариант-аналог):
[url]http://www.upk.zp.ua/cms_files/64/38/UK_Book_5.pdf[/url] ([url]http://www.upk.zp.ua/cms_files/64/38/UK_Book_5.pdf[/url])
стр. 39
Ну и рекомендация: до публикации ироничных сообщений попытайтесь изучить их состоятельность.
Итак, в требованиях по монтажу UTE C 15-105, раздел B.6.2 и МЭК 60 364, раздел 5.523.6 оговаривается, что при прокладке более четырех параллельных кабелей, предпочтительным решением является использование шинопровода. Прокладка большого количества параллельных кабелей приводит к неравномерному распределению токов и риску возникновения перегрева.
у Вас шинопровод заменяет кабели высокого напряжения? Круто. Это в большей степени, относится к последней вашей фразе.Нет, что Вы! Специально приводится утрированный пример, который иллюстрирует ошибочность сомнений по поводу более низкой устойчивости кабелей токам КЗ, в сравнении с шинопроводом. Поэтому намеренно подобран кабель сопоставимого сечения. По-моему, это как раз очень красочный пример. Или Вы предложите более показательную иллюстрацию?
так это же речь идет об одной нагрузке, когда параллелятся проводники в одну фазу. А когда в лотке разные потребители?Остальные аргументы в пользу шинопроводов ниже озвучивались неоднократно.
Я считаю, что и кабели и шинопроводы имеют право на жизнь, но в зависимости от разных случаев и ситуаций, один становиться лучше другого, и наоборот.Абсолютно верно. Об этом уже писалось ниже. Статья лишь показывает, почему не всегда уместен кабель, и никоим образом не отрицает его актуальности.
DKC,потерли комменты-конечно правильно,но все таки интересует,не срача ради, были реализации в Украине или нет?Удалили Ваши комментарии ввиду их полной некорректности и неинформативности. И впредь так будем поступать, учтите (боюсь, уговоры всё равно вряд ли помогут). Предварительно специально почитали остальные сообщения в Вашем профиле, и убедились, что это, увы, привычная манера общения...
Предварительно специально почитали остальные сообщения в Вашем профиле, и убедились, что это, увы, привычная манера общения...Черт возьми,приятно,что моя скромная личность привлекла сотрудников(да сколько вас под этим ником отписывается?) ДКС. На сегодня мою самооценочку подняли :thumbsup:
И впредь так будем поступать, учтите (боюсь, уговоры всё равно вряд ли помогут)Да,пожалуйста,раз не умеете воспринимать критику и можете только на личности переходить.
хотя хочу Вас порадовать: уже в очереди их стоит целая плеяда, так что по этому поводу похвастаемся сразу же после реализацииЧто ж,без сарказма, с интересом жду презентации,фоточек. На счет "плеяды" загнули, участвовать в тендере,еще не значит выиграть.
Немного конкурентных подробностей:Кому и что эта информация говорит? К примеру,открыл каталог,а кожухов на интерфейсы нету,а в проекте трансы в кожухах.Или алюминиевых шинопроводов на 5кА у некоторых нету.
Черт возьми,приятно,что моя скромная личность привлекла сотрудников(да сколько вас под этим ником отписывается?) ДКС. На сегодня мою самооценочку поднялиНе обольщайтесь, это не тот интерес, который можно расценивать как комплимент. Просто хочется сказать, что мы тут совместно стараемся вести специализированную дискуссию, а вы всё пытаетесь побольше насолить. Это абсолютно не красит человека, делайте выводы. Отписываюсь в этой теме пока только я один, хотя статью писал не я, а мой сотрудник ("мы" употребляю по той причине, что иногда действительно под этим ником входят и другие представители "ДКС", в т.ч. для модерации).
Да,пожалуйста,раз не умеете воспринимать критику и можете только на личности переходить.Опять троллинг detected. Еще раз повторюсь: во всех ваших последующих сообщениях в этой ветке, если беседа будет идти не по сути, то всё будет удаляться. Никому не интересно читать эти обиженные упрёки. Для этого есть немного другие форумы, раз вы уж считаете себя специалистом.
Что ж,без сарказма, с интересом жду презентации,фоточек. На счет "плеяды" загнули, участвовать в тендере,еще не значит выиграть.Ждите, будем стараться здесь публиковать полезные материалы.
Кому и что эта информация говорит?Вы можете не напрягаться, занимайтесь своим любимым брендом.
Нет, что Вы! Специально приводится утрированный пример, который иллюстрирует ошибочность сомнений по поводу более низкой устойчивости кабелей токам КЗ, в сравнении с шинопроводом. Поэтому намеренно подобран кабель сопоставимого сечения. По-моему, это как раз очень красочный пример. Или Вы предложите более показательную иллюстрацию?более корректным и правильным, я считаю, сравнивать шинопроводы с кабелями низкого напряжения, собственно так ведь оно и эксплуатируется. Все таблицы есть в открытом доступе, со всеми коэффициентами и значениями. Например, возьмите для сравнений IEC 60092, IEC 60502 или что-то в этом роде. Имхо.
пы-сы: на практике, я поставлял одножильные типовые 0,6/1 kV кабели на номинал 1,5 kAВ этом плане вам очень помогли разработчики ПУЭ, до 2014г одножильные кабели 0,4 кВ были под запретом :)
Со стороны ДКС очень бы хотелось увидеть ТЭО (кабель vs шинопровод) с реальными ценами на капзатраты и эксплуатационные расходы.Спасибо за интерес к этой линейке продукции.
DKC, У Вас в каталоге мусоросжигательный завод в Польше на стр 5 и у ТЕЦ-20 в России на стр. 10 выглядят одинаково.
Похоже верстальщик был невнимательным ;)
А как на счет шинопровода на токи до 250 А
DKC, а как на счет каталогов семейств для Ревит?