Форум проєктувальників електричних та слабострумних мереж

Проєктування => Автомати, розподільчи щити, ВРП => Тема розпочата: sanches від 17 Липень 2014, 13:14:26

Назва: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: sanches від 17 Липень 2014, 13:14:26
Уважаемые, очень хочется услышать ваши мнения!

Необходимо выбрать автомат для защиты питающей линии от НКУ-0,4кВ, к которой подключается насосная станция.
Управление двигателем насоса и его защита, как я понимаю, выполняется частотным преобразователем, который входит в комплект поставки насосной.
Возникают вопросы:
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: NeON2K від 18 Липень 2014, 10:35:09
sanches, в Вашем вопросе есть уже ответ:
Управление двигателем насоса и его защита, как я понимаю, выполняется частотным преобразователем, который входит в комплект поставки насосной.
Есть ЧП в которых встроена защита и входной фильтр (сетевой фильтр). Из-за незнания о каком конкретном ЧП идет в данном случае речь, сложно утверждать это с уверенностью.
автоматы типа ВА проблемно работают с частотниками. Если это действительно так, то какие менее затратные автоматы посоветуете?
По правде говоря, много на автомате не сэкономите, зато проблемы в случае аварии могут быть куда более затратными. Ставьте АВВ, Eaton с характеристикой С и будет Вам счасТье  :laugh:
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: moshkarow від 18 Липень 2014, 18:08:13
При выборе автомата в НКУ на что я должен направлять его защиту: питающей линии и частотника? - питающей линии .
для защиты ЧП нужны предохранители класса aR - предохранители, срабатывающие во всем диапазоне нагрузок, для защиты полупроводниковых элементов от короткого замыкания.
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: Прохожий від 18 Липень 2014, 18:19:01
предохранители, срабатывающие во всем диапазоне нагрузок
moshkarow, это как?
для защиты полупроводниковых элементов от короткого замыкания.
от КЗ в каком месте?
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: moshkarow від 18 Липень 2014, 19:06:32
(http://www.contravt.ru/_data/objects/0000/8333/VFD-EL-shema1.gif)
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: moshkarow від 18 Липень 2014, 19:08:19
(http://www.elp.ru/var/ezwebin_site/storage/images/node_43/node_51/shkafy-upravleniya-na-osnove-chastotnyh-preobrazovatelej-invertorov-vfd/26527-1-rus-RU/SHkafy-upravleniya-na-osnove-chastotnyh-preobrazovatelej-invertorov-VFD.jpg)
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: moshkarow від 18 Липень 2014, 19:10:46
Для преобразователей частоты  разработаны специальные фильтры. Используются для снижения уровня радиочастотных помех, излучаемых преобразователем в питающую сеть.
от КЗ  от предохранителя до ЧП ( может и в ЧП )
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: moshkarow від 18 Липень 2014, 19:16:04
Для защиты входных цепей преобразователя частоты (диодов сетевого выпрямителя) необходимо использовать быстродействующие предохранители. Допускается замена быстродействующих предохранителей на автоматические выключатели с тепловым и электромагнитным расцепителем с кратностью срабатывания 3-5 (класс В). В этом случае обязательно использование сетевых реакторов (дросселей), устанавливаемых перед вводом сети в преобразователь частоты. Реактор необходим для ограничения переходных токов, возникающих при резком подъеме сетевого напряжения и разбалансе фаз. Несоблюдение этих рекомендаций может привести к повреждению  диодов сетевого выпрямителя преобразователя частоты.
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: sanches від 21 Липень 2014, 06:41:27
Quote (selected)
Ставьте АВВ, Eaton
Ну вот смотрите, подключается двигатель: Iном=56,3А и Iпуск=450,4А
На линию, питающую двигатель, ставлю автомат Eaton: BZM1 63А
В характеристиках этого автомата указывается ещё только In/Расцеп. к.з. = 480-720А
Iном.авт<Iдоп.линии - это хорошо
Но вот как оценить ток расцепителя автомата? Может выбить автомат при пуске двигателя или нет?
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: grossel від 21 Липень 2014, 09:06:25
Quote (selected)
Ставьте АВВ, Eaton
Ну вот смотрите, подключается двигатель: Iном=56,3А и Iпуск=450,4А
На линию, питающую двигатель, ставлю автомат Eaton: BZM1 63А
В характеристиках этого автомата указывается ещё только In/Расцеп. к.з. = 480-720А
Iном.авт<Iдоп.линии - это хорошо
Но вот как оценить ток расцепителя автомата? Может выбить автомат при пуске двигателя или нет?
Может. Смотря какой пуск. У вас автомат Eaton с Iп=8Iн, выберите автомат с характеристикой от 10Iн или выключатель для защиты электродвигателя, скажем тот же фирмы  Eaton или Simens (SRV10 типоразмер S3 до 100А).
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: sanches від 21 Липень 2014, 11:56:01
Если смотреть сименсы, то склоняюсь к автомату для защиты двигателя мощностью P=30кВт (см. вложение).

Я только прошу вас, поясните, как кроме номинала автомата правильно расценивать остальные его характеристики, если я делаю это неправильно!
Quote (selected)
подключается двигатель: Iном=56,3А и Iпуск=450,4А

Правильно ли я рассуждаю и является ли это достаточным при выборе автомата для двигателя?
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: grossel від 21 Липень 2014, 12:06:21
Да вы правы. С изложеным я согласен.
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: SiberiaN від 21 Липень 2014, 17:18:39
Шнайдер рекомендует ставить автоматический выключатель с электромагнитным расцепителем (только от тока КЗ)
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: sanches від 23 Липень 2014, 08:00:18
Как вы считаете, комплектовать НКУ автоматами различных производителей - это приемлемо или нет?
Дело в том, что для защиты менее ответственных ЭП можно было бы использовать автоматы попроще (других производителей).
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: grossel від 23 Липень 2014, 09:33:15
 Чем меньше номенклуатура и количество фирм производителей, тем лучше по комплектации и лучше, чтобы это был один производитель. Но решение принимает проектировщик, правила не запрещают устанавливать аппараты различных фирм в одном щите НКУ. Кто НКУ будет изготавливать, тот по наличию аппаратов защиты, должен согласовать замену с проектной организацией. Если щит НКУ изготавливает заказчик своими силами, то он старается укомплектовать НКУ теми аппаратами которые имеет в наличии.
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: Прохожий від 23 Липень 2014, 11:08:31
А нужны ли все эти сложности? Вряд ли автомат сможет защитить двигатель за частотником, да и сам частотник он врядли защитит.
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: grossel від 23 Липень 2014, 12:36:24
Автомат нужен. И защиту нужно выбирать, не все же частотники имеют блок защиты, а если имеют то не от к.з
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: Прохожий від 23 Липень 2014, 12:51:04
grossel, автомат определенно нужен, кто же спорит. Просто врядли он сможет защитить частотник если в нем что-нибудь накроется и уж тем более он не защитит двигатель
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: grossel від 25 Липень 2014, 09:40:53
grossel, автомат определенно нужен, кто же спорит. Просто врядли он сможет защитить частотник если в нем что-нибудь накроется и уж тем более он не защитит двигатель
Почему не защитит? Для того и разрабатывается проект, чтобы изучив руководство по эксплуатации ПЧ выполнить все требования по безопасной работе и обслуживании установки.
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: Прохожий від 25 Липень 2014, 10:59:27
Почему не защитит?
grossel, потому что частотник достаточно сложный прибор и врядли выход из строя какой-либо детали схемы приведет к увеличению тока до уровня достаточного для срабатывания автомата. И т.к. у частотника есть свое внутреннее сопротивления, то мне трудно сказать, что увеличение тока при перегрузе двигателя как-то координально отобразится на линии питающей частотник. Даже в случае подключения двигателя не через частотник одного автомата обычно недостаточно и основную защиту двигателя осуществляют тепловым реле
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: sanches від 25 Липень 2014, 11:56:54
Необходим ваш совет: стоит ли использовать блок управления (см. картинку) для мало ответственного АД или же лучше отказаться от этой идеи?

Изучение выполненных до меня проектов показало, что специалисты всё время выполняли свои проекты по накатанной схеме с использованием уже устаревшего на сегодня оборудования. С вашей помощью я хочу оценить целесообразность применения блока управления АД исходя из тех. данных к нему.
Смущает одно: ток электромагнитного расцепителя автомата IР=80А, но ни кратность уставок, ни марка автомата в тех. документации не указываются. Остаётся только надеяться на то, что автомат не выбьет при пуске двигателя.

Что посоветуете?
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: SiberiaN від 25 Липень 2014, 12:54:39
На сколько я понял - блок управления это не какое то там самостоятельное устройство, это просто пусковая сборка автомат + контактор + теплуха + схема управления(автомат цепей управления + кнопки пуск/стоп), собранная в корпусе и проверенная в работе. По поводу автомата - тут нету данных, это автомат с термо-магнитным расцепителем(защита по перегрузу + от токов КЗ) или электромагнитный(защита только от токов КЗ)
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: grossel від 25 Липень 2014, 13:36:59
Необходим ваш совет: стоит ли использовать блок управления (см. картинку) для мало ответственного АД или же лучше отказаться от этой идеи?
Изучение выполненных до меня проектов показало, что специалисты всё время выполняли свои проекты по накатанной схеме с использованием уже устаревшего на сегодня оборудования. С вашей помощью я хочу оценить целесообразность применения блока управления АД исходя из тех. данных к нему.
Смущает одно: ток электромагнитного расцепителя автомата IР=80А, но ни кратность уставок, ни марка автомата в тех. документации не указываются. Остаётся только надеяться на то, что автомат не выбьет при пуске двигателя.

Что посоветуете?
Хочу вас разочаровать, это старый добрый блок управления который ЧЭМЗ выпускает по аналогии с другим подобным блоком застойных времен Б5100. Предназначен для открытой установки в помещениях ЩСУ на панелях или в шкафах НКУ. Комплектуется автоматом, пускателем (контактором) и предохранителем в цепи управления.  Расшифровка: Б- блок; М-модернизированный; с буквой Д-для управления ЭД; 5- серия; расшифровка в вашей табличке скажем 3874-первые две цифры величина по току коммутируемого ЭД, две другие 74-напряжение в цепи управления 220В. Если вы хотите его использовать, вам придется заказывать для этого защищенный шкаф согласно рекомендаций, с обеспечения зон обслуживания и естественно обвязывать его (устанавливать кнопки управления, светосигнальную аппаратуру контроля). Лучше тогда берите готовый Я5110-3874УХЛ4 уже обвязаный и готовый к эксплуатации. Остается только притянуть кабель к ЭД. Да, если тип вашего блока БМД, то буква Д обозначает. что на блоке установлен автомат с характеристикой "D" и обеспечивает стабильный запуск ЭД при пусковом токе.
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: sanches від 25 Липень 2014, 13:41:18
Добыл более развёрнутую информацию аналогичного блока управления.
У меня один вопрос: в типе автомата указывается "отс. 12", это 12-ти кратная отсечка или что-то другое?
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: grossel від 25 Липень 2014, 13:57:27
Комплектуется автоматом фирмы ИЭК ВА47-29/3Р/D63 с Iн=63А и Iп=10-12Iн с отсечкой по току К.З-10 кА, с старым добрым пускателем довоенных времен ПМЛ-4100, 4-й величины с катушкой на 220В, с контактной приставкой для расширения контактной группы ПКЛ-22О4 (2з+2р) с предохранителем в цепи управления ПРС-10У3 с Iв=6,3А
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: moshkarow від 25 Липень 2014, 17:14:04
http://aucontroll.ucoz.ru/publ/podbor_avtomaticheskikh_vykljuchatelej_k_dvigatelju_i_chastotnomu_preobrazovatelju/12-1-0-39 (http://aucontroll.ucoz.ru/publ/podbor_avtomaticheskikh_vykljuchatelej_k_dvigatelju_i_chastotnomu_preobrazovatelju/12-1-0-39)

ссылку подправил, какая-то она у вас странная была
ZoloS
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: sanches від 30 Липень 2014, 12:39:08
Quote (selected)
Лучше тогда берите готовый Я5110-3874УХЛ4 уже обвязаный и готовый к эксплуатации.
А не подскажите, известны ли вам какие-либо производители готовых сборок подобного назначения в модульном исполнении или даже уже в виде полностью собранного щита (что ещё лучше), но в комплектации на несколько двигателей?
Не использовать же кучу ящиков, если необходимо управлять нескольким числом двигателей, а лучше собрать один щит из отдельных модулей. Как это можно реализовать грамотней?
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: grossel від 30 Липень 2014, 14:01:06
Самое лучшее, это запроектировать свой щит НКУ, как задание в МЭЗ или заводу-изготовителю. Здесь согласно своих схем и электроприводов вы сожете реализовать все, что захотите. Задание заводу выполняется в соответствии с Руководящими материалами по проектированию ОЛХ.684.002-90 "Устройства комплектные низковольтные. Управления эл.установками".
Задание включает в себя листы: 1. Общие данные.
                                               2. Общий вид щита.
                                               3. Технические данные электроаппаратов.
                                               4. Перечень надписей.
                                               5. Схемы электрические соединений.
Для примера как это делается без "Общих данных" см. во вложении.
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: sanches від 01 Серпень 2014, 06:01:09
Скажите, а нужно придерживаться каких-то стандартных типоразмеров щитов для проектирования НКУ индивидуальной сборки? Или производитель изготовит щит любого размера?
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: grossel від 01 Серпень 2014, 08:49:26
Скажите, а нужно придерживаться каких-то стандартных типоразмеров щитов для проектирования НКУ индивидуальной сборки? Или производитель изготовит щит любого размера?
Да, нужно. Если вы выбрали НКУ шкафного типа, то предварительно составив перечень, какие электроаппараты вы в этот щит устанавливаете, согласно рекомендаций ОЛХ.684 вы на черновике прикидываете установку аппаратов с учетом зон обслуживания, монтажа кабелей внешних подключений и выбираете щит. Щит может быть наполного монтажа на конструкцию или кабельный канал, а при небольшом количестве устанавливаемых аппаратов навесного исполнения. Если вы откроете мой лист во вложении выше по теме "Общий вид щита.." то увидите в примечаниях стандартные требования к щиту, где идет ссылка на используемую металлоконструкцию щита. В России свои производители щитов и вы с этим сами разберетесь. Единственное в размерах щитов есть общее, что размеры щитов как и любое другое электрооборудование выбирается по шкале предпочтительных чисел и поэтому, что у вас, что у нас размеры должны совпадать. Но мой совет вам, перед тем как начать проектировать щит выясните:
 1. Вы выполняете только раздел ЭМ (электрооборудование) и в этом щите будут располагаться только аппараты относящиеся к этому разделу (посмотрев ваши схемы внешних подключений видно, что у вас должен быть раздел АТХ объедененный с сигнализацией загазованности, а следовательно для этого раздела тоже необходимо выполнять размещение аппаратов контроля, управления и сигнализации).
 2. У технологов вы должны выяснить категорию и класс зоны в проектируемой установке. Для того, чтобы проектировать сигнализацию загазованности-выделяемые вредные вещества и газы. Назначение вентиляции-аварийная или общеобменная. Если аварийная, включаемая при достижении пороговой концентрации в контролируемом помещении, значит вам необходимо выполнять схемы сигнализации вредных концентраций и увязывать с установленным электрооборудованием и устанавливать приборы светозвуковой сигнализации, выполнять мониториг ситуации (кстати на схеме подключения есть кнопка снятия светозвукового сигнала-уберите ее, прекращением срабатывания может быть только устранение причины срабатывания).
 3. Требования по отключению подачи питания на технологическое оборудование при отсутствии напряжения, превышении концентрации вредных веществ в контролируемом помещении, пожаре, а также по требованиям технологических регламентных норм.
 4. Одним словом, технологи должны выдать вам задание-как должно работать оборудование.
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: sanches від 04 Серпень 2014, 06:28:03
На сайтах изготовителей щитов НКУ встречаю ссылку на соответствие требованиям ОЛХ.684.002-96 - "Руководящие материалы по проектированию НКУ", но найти данный документ в сети невозможно. Поиски раннего ОЛХ.684.002-90 также ничего не дали.
Руководства 86-го года в свободном доступе, но не могли бы вы поделиться хотя бы ОЛХ.684.002-90 при его наличии у вас?
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: grossel від 04 Серпень 2014, 08:20:20
Документ где-то стр.100, но по объему больше 76,8МБ. В архив загружается не более 64МБ, пробовал ужать но все равно больше 64МБ. Если найду поисковиком сброшу адрес.
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: grossel від 04 Серпень 2014, 08:54:00
Могут быть здесь, следующие документы по проектированию НКУ:
Требования руководящих материалов АО "ВНИИР", АО "РЕОН", АО "ЧЭАЗ" (г. Чебоксары):
•   ОЛХ.684.002-96 — Руководящие материалы по проектированию НКУ;
•   ОЛХ.684.009-92 — Электрические аппараты и приборы. Монтажные Символы;
•   ОЛХ.684.014-94 — Справочник по аппаратуре. Контакторы;
•   ОЛХ.684.218-96 — Перечень действующей информации по НКУ;
•   ОЛХ.684.005-96 — Альбом примеров проектной документации;
•   РД16.560-96 — Требования к проектной документации, передаваемой изготовителю НКУ;
•   РД16 02.005-96 — Примеры оформления рабочей конструкторской документации.

        info@softkompas.ru
       тел.(391) 281-02-41 , 8-950-402-03-19
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: sanches від 04 Серпень 2014, 11:22:30
Если у кого-то есть необходимость в ОЛХ.684.002-90 - "Устройства комплектные низковольтные управления электроустановками", то скачать данный документ можно по ссылке:
https://docs.google.com/uc?id=0B_LrE5PJEuXNcG43dWJpaXFmZ1E&export=download (https://docs.google.com/uc?id=0B_LrE5PJEuXNcG43dWJpaXFmZ1E&export=download)
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: Electric88 від 24 Липень 2018, 09:41:02
Здравствуйте!
Читал вашу тему и возник такой вопрос.  Если двигатель питается через частотник, то на входе частотника пусковой ток будет меньше чем при прямом включении? и следует ли в данном случае выбирать автомат с меньшей кратностью и  кривой расцепления "B" например? Или по-прежнему нужно ориентироваться на кратность пускового тока в 6-8 Iном?
Назва: Re: Автомат для защиты двигателя с частотником
Відправлено: CC19 від 24 Липень 2018, 10:27:40
Почти каждый производитель ЧП дает рекомендации по выбору аппаратов защиты. Посмотрите, для началао, что советует производитель.