Работа асинхронных электрических двигателей также зависит от значения напряжения.
Особенно важно, что при этом прямо пропорционально квадрату напряжения изменяется вращающий момент. Поэтому при снижении напряжения нормально загруженные двигатели останавливаются —опрокидываются. Кроме того, изоляция двигателей выходит из строя.
Таким образом, электрические сети нужно проектировать так, чтобы отклонения напряжения у потребителей не выходили за допустимые пределы.
Согласно рекомендацій IEC 60 634-5-52 работоспособность реле и контакторов гарантирована при напряжении на них 85% и выше номинального напряжения, для электродвигателей это значение лежит начиная с 90% номинального напряжения.
Допускаемые отклонения напряжения на зажимах электродвигателей
Допускаемые отклонения от номинального Электроприемник и режим работы
напряжения, % снижение повышение
1. Электродвигатели:
а) длительная работа в установившемся режиме- 5 5
нормальная расчетная величина
б) допускается по ГОСТ 13109 у электродвигателей, 5 10
присоединенных к электрическим сетям общего назначения
в) длительная работа в установившемся режиме- для
отдельных особо удаленных электродвигателей и условиях: номинальных 8 – 10* -
аварийных 10 – 12* -
г) кратковременная работа в установившемся режиме
(например, во время пуска соседнего большого
электродвигателя) 20-30** -
д) на зажимах пускаемого электродвигателя: при частых пусках 10 -
при редких пусках 15*** -
для крановых электродвигателей 15*** -
Примечания:
* Характеристика асинхронных двигателей лишь немного ухудшается при уменьшении напряжения на 10 % ниже номинального.
Это ухудшение становится заметным лишь в том случае, если они работают при действительно полной 100%-ной нагрузке. Если же, как это обычно бывает, мощность двигателей выбрана хотя бы с небольшим запасом, длительная работа при напряжении на 10 - 12 % ниже номинального практически не влияет ни на их долговечность, ни на режим рабочей машины.
** Исключения составляют только те относительно редкие случаи привода механизмов с ударной нагрузкой, для которых двигатели выбраны не по условиям нагрева, а по величине необходимого максимального момента. Допустимое снижение напряжения в этих случаях должно определяться расчетом.
*** При более низком напряжении минимальное значение пускового момента может оказаться меньше величины, необходимой для пуска механизма, кроме того, растормаживающие магниты могут не втянуться и пускаемый механизм останется заторможенным. Большие отклонения могут быть допущены только после
проверки расчетом.